В эти выходные на Тишинке прошел VI Международный салон кукол. С каждым годом сюда приходит все больше народу, чтобы полюбоваться настоящими произведениями кукольного искусства. Я была на выставке уже не первый раз и заметила, что истинную страсть к игрушкам испытывают вовсе не дети.

Если не вы, то наверняка кто-то из ваших знакомых не может пройти мимо художественного салона с куклами, или мастерит их своими руками, или хранит всю жизнь как талисман потрепанного зайца. И дело не в умиленных воспоминаниях детства, все гораздо серьезнее.

Антропологи считают, что кукла родом из культа умерших предков, и наши пращуры, создавая ее из глины, дерева или тряпок, верили, что она обладает душой и мистической силой.

Психологи говорят, что кукла целительна, поскольку с детства остается в сознании как близкое живое существо. Для взрослого кукла — это связь со своим детским «я», потому в магазинах игрушек родители покупают чадам именно то, что так хотели в детстве, а потом и сами играют в эти игрушки дома. Профессор психологии, академик Российской академии образования Валерия Мухина еще в советские времена занималась теорией и историей куклы, и ее работы были с интересом восприняты на Западе, стали основой для практических методов и уже в виде разработанных практик вернулись в Россию в 1990-х гг.

Куклотерапия состоит в тесном родстве с арт-терапией, сказкотерапией и игровой терапией. Ольга Горбушина, кандидат наук, специалист Медико-психологического центра индивидуальности, применяет куклотерапию в работе и со взрослыми, и с детьми. «Кукла помогает в решении внутрисемейных конфликтов, когда необходим наглядный диалог между родителями и детьми, — говорит Ольга. — Она же крайне полезна современному человеку для раскрытия творческого воображения, ведь у большинства от избытка интернета и телевидения блокированы слуховой и зрительный каналы восприятия. Кукла позволяет разблокировать воображение, помогает увидеть проблемную ситуацию со стороны и смоделировать несколько путей решения».

И все-таки наиболее широко куклотерапия применяется в детской психологии. Например, специалисты Татьяна Шишова и Ирина Медведева для работы с детьми разработали метод, который назвали «драматическая психоэлевация», или «возвышение души». Дети в ходе занятий с куклами не только избавляются от проблемы, но и личностно растут. Показания самые разные, от страхов, неадекватной агрессивности, заикания и гипервозбудимости до трудностей в общении с ровесниками или родителями.

Ученики Шишовой и Медведевой развивают этот метод в соответствии со своими взглядами и опытом. Например, в семейном центре «Рождество» психолог Ирина Щукина использует два вида кукольных этюдов. Сначала малыш имеет дело с перчаточной куклой-собачкой, которая отражает трудности его поведения и характера. Ребенку как хозяину игрушки предлагают воспитать ее так, чтобы она исправилась.

Другой этюд — работа с человеческими образами. Ребенок от лица куклы играет себя. «Такое проигрывание ситуации помогает ребенку понять, как с ней справиться, — поясняет Ирина Щукина. — Мы занимаемся с детьми от пяти до девяти лет, это самый игровой возраст, и они так живо откликаются на взаимодействие с куклой, что результаты всякий раз удивляют даже меня».

В « терапия начинается с создания самой куклы. Это сокровенный и волнующий процесс, ведь нужно не только сшить куклу, но и придумать ей имя и характер, оживить ее. «Кукла — это образ нас самих, — говорит психолог Ольга Филиппова. — Создавая куклу, человек передает ей свое состояние, и кукла лечит, символически забирая его проблемы себе».

Сделав и одушевив свою куклу, ребенок (или взрослый) поначалу свободно играет с ней. В этой импровизации обозначается проблема и начинается работа над ней. Выговорившись и наигравшись, к четвертому-пятому занятию ребенок должен создать две важнейшие куклы: себя самого и волшебного персонажа-помощника.

«Это необходимо для коррекции трудностей (для этого нужен сказочный помощник) и возвышения личности ребенка, для чего используется кукла — его образ, — поясняет Ольга, — свои страхи или недостатки дети видят в кукле в утрированной форме, смеются над ними и освобождаются от них. К окончанию курса мы с детьми делаем спектакль, и детей невозможно узнать. Самое главное в куклотерапии — она позволяет нам не акцентировать внимание на недостатках детей, а постепенно превращать их в достоинства».

По-моему, с не меньшим успехом можно внедрить описанные выше приемы и в обычные игры с детьми и игрушками. Этот домашний вариант куклотерапии не только развлечет и малыша, и родителей, но и, возможно, поможет каждому из них лучше осознать свои внутренние проблемы и найти выход из них. Как вы думаете? Вы играете в куклы?