С точки зрения американского психолога , высшие потребности человека (как раз то, что и отличает его от животных) выражаются в стремлении личности к самореализации, творчеству и развитию. Эта потребность в венчает знаменитую иерархию человеческих желаний и потребностей, которую Маслоу создал в середине прошлого века. Схематично выглядит так:

Более полувека иерархия Маслоу удовлетворяла научный мир — психологи, экономисты, социологи и маркетологи выстраивали на ней целые стратегии влияния на человеческое поведение и эмоциональные реакции.

Но вот нашлись несогласные. В наши дни поспорить с мэтром взялась группа ученых из Университета Аризоны (США), Миннесотского университета (США) и Университета Британской Колумбии (Канада). Человеческие потребности по большей части подчинены дарвиновским принципам эволюции, считают они.

Основываясь на этой идее, ученые-реформаторы не просто дополнили, но, я бы сказала, исказили пирамиду Маслоу. Исчезла без следа потребность в саморазвитии, а также влечение к красоте и жажда знаний. Их место заняли стремление к поиску партнера (пока его нет), желание любыми силами удержать партнера (когда он уже есть), а на вершину водрузилась потребность «продвигать» свои гены сквозь века. Другими словами — родительство. Схема такая:

Чем ученые мотивировали подобную перестройку? «Идеи Маслоу были и остаются блестящими, — объясняет на страницах журнала один из участников исследования, социопсихолог Дуглас Кенрик (Douglas Kenrick). — Однако он не учел некоторые данные, с нашей точки зрения очень важные. Например, исследования в области эволюционной биологии и антропологии. С точки зрения эволюции самореализация, под которой Абрахам Маслоу подразумевал , стремление к развитию и самовыражению, не представляется нам существенной потребностью. Если рассматривать человека прежде всего как биологический вид, то верхнюю строчку в иерархии потребностей должны занять сохранение и передача генетического материала. А поскольку мы не можем размножаться в одиночку, то, соответственно, и такие желания, как поиск партнера и его удержание, автоматически обрели свое место на вершине пирамиды».

На первый взгляд все логично. Если рассматривать человека как особь, подобную сколопендре или обезьяне, — все правильно. Но справедливо ли это, учитывая какой эволюционный путь проделало человечество? Не слишком ли однобоко звучит это заявление о приоритете инстинкта размножения над сознательным стремлением человека к самосовершенствованию? И почему одно обязательно должно исключать другое, разве отец пятерых детей не может быть карьеристом или ученым с амбициями нобелевского лауреата?

«Я полагаю, что наши заморские коллеги-психологи просто перевернули пирамиду Маслоу с ног на голову, ошибочно разделив инстинктивные потребности и личностные, — рассказала мне московский психолог . — Как практикующий психолог, я могу сказать, что большинство родителей, вкладывающих в заботу о своих детях гигантские ресурсы, сами при этом остро нуждаются в социальной поддержке, карьерных успехах, новых впечатлениях и новых знаниях. Стремление иметь и воспитывать потомство никоим образом не вытесняет стремление к развитию и росту личности».

Я думаю, что сама по себе идея вывести заботу о детях в приоритет неплоха и отражает мораль современного общества. Но подоплека, по-моему, неверна: благодаря инстинкту мы рожаем детей. Но вот воспитывать их, учить и заботиться на протяжении 15–20 лет (невероятно долго с точки зрения природы!), нас заставляют отнюдь не инстинкты, а то, что над ними. То, что Абрахам Маслоу, крупнейший ученый и мыслитель, подразумевал под формулировками «жажда знаний», «тяга к новым впечатлением, к красоте и эстетике», «потребность в искусстве и творчестве», «стремление к росту личности». Собственно, ведь именно это и делает нас людьми, разве нет?