Всегда ли лошадь экологичнее автомобиля? У какого хирурга выше смертность пациентов: у хорошего или посредственного? Может ли строительство «безвредных» электростанций, преобразующих солнечную энергию в электричество, ухудшить состояние планеты? Что опаснее: водить машину нетрезвым или идти пешком «на бровях»? Способно ли употребление в пищу мяса кенгуру спасти Землю? Альтруизм — это врожденное качество?..

Вы уверены в своих ответах на эти вопросы? Не торопитесь сказать «да». Для начала прочтите «Суперфрикономику».

Авторы бестселлера — два знаменитых американца, несколько лет назад прославившихся изданием «Фрикономика: мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями». Первый — Стивен Левитт  (Steven D. Levitt) — профессор экономики Чикагского университета, вошедший в рейтинг «Сто людей, сформировавших наш мир» журнала Time. Второй — Стивен Дабнер (Stephen J. Dubner) — писатель, автор и редактор New York Times и New Yorker. По сути своей «Суперфрикономика» стала продолжением той нашумевшей публикации, вторым томом.

Обескураживает все, в первую очередь название. В действительности термин «фрикономика» (англ. freakonomics), который с легкой руки Левитта теперь используется в лексиконе не только экономистов, но социологов и психологов, означает «необычная, странная, причудливая экономика». Однако каждая строка — прямое доказательство, что причуд полным-полно не только в современной экономике, но и в социуме вообще. Именно это и дает мне основание утверждать: «Суперфрикономика» отнесена к разряду специализированной литературы по экономике лишь номинально. Это, безусловно, книга о нашей жизни, о нас самих. А именно: о человеческом поведении, о мотивах, которые стимулируют нас на те или иные поступки, а также о великих иллюзиях, в которых мы с удовольствием пребываем.

Два инструмента, которыми виртуозно владеют Левитт и Дабнер, — невероятно легкий, остроумный стиль и статистика. Их книга эпатирует, «задевает за живое», переворачивает общепринятые мнения людей о себе.

Пройдемся по главам: 1. «Что общего у проститутки и Санта-Клауса из супермаркета?», 2. «Почему террористам-самоубийцам следует страховать свою жизнь?», 3. «Невероятные истории об апатии и альтруизме», 4. «Решение есть — дешевое и простое», 5. «Что общего у Эла Гора и горы Пинатубо?» и — под конец — 6. «Обезьяны — те же люди».

Каково? Увидев оглавление, я не выпускала «Суперфрикономику» из рук, пока не дошла до последней строчки: «Откройте для себя скрытую сторону всего!». Ее написали уже не американские авторы, а отечественные редакторы издательства «Манн, Иванов и Фербер», благодаря которому бестселлер был издан в России в этом году и недавно появился в продаже.