Профессор Университета Мичигана Норберт Шварц (Norbert Schwarz) и его ученик Спайк Ли (Spike Lee) уверены: мытье рук помогает избавиться от того, что психологи называют Post-Decisional Dissonance. Это переживания, связанные с выбором: по сути, самооправдание после принятия непростого решения.

Для примера: от остановки вот-вот отъедет ваш автобус, но вы не делаете попытки на него успеть, а решаете поехать на следующем. В результате вы всюду опаздываете, вынуждены извиняться, перекраивать планы и так далее. С одной стороны, вы весь день корите себя за нерасторопность, с другой — оправдываетесь: мол, зато постоял лишние полчаса на улице, воздухом подышал, отправил 150 SMS, интересную статью прочел… Вот эта смесь чувства вины и самооправдания и вызывает психологический дискомфорт. Который, по мнению психологов Шварца и Ли, в буквальном смысле легко смывается — достаточно подставить руки под струю воды.

В ходе своей ученые провели два опыта. В первом приняли участие 40 добровольцев, которым предложили отобрать из 30 музыкальных дисков десять лучших и присудить каждому баллы от 1 до 10. Как только участники определились с выбором, их попросили поучаствовать и в тестировании нового жидкого мыла для рук. При этом часть добровольцев ограничилась просто визуальной оценкой: повертели баночку, покритиковали дизайн, почитали этикетку. Остальные опробовали мыло в деле. После чего перед участниками снова поставили задачу повторно оценить уже знакомые CD.

Результаты второго и первого выбора разнились. Те участники, что помыли руки, определились в своих предпочтениях почти мгновенно, и их результат полностью совпал с предыдущим. Те же, кто воздержался и рук не вымыл, потратили некоторое время на раздумья и сомнения. Их топ-лист остался прежним, но вот баллы отличались: высокие оценки стали еще более завышенными, низкие — понизились еще больше. «Немытые» участники чувствовали себя неуверенно: когда их попросили объясниться, пустились в долгие рассуждения, пытаясь логически оправдать свои предыдущие и нынешние оценки.

Такая же картина сложилась и в результате второго опыта, в котором были задействованы 85 человек. Сначала добровольцам предложили выбрать среди десятка баночек с джемом самые аппетитные и самые непривлекательные. При этом пробовать содержимое на вкус не разрешалось. Затем половине участников раздали антисептические салфетки и попросили тщательно вытереть руки. Затем всех пригласили на дегустацию — предстояло снова оценить джем, но теперь уже и по вкусовым качествам.

Люди с чистыми руками сделали свой выбор быстро, без сомнения перетасовав баночки согласно вкусовым качествам. Те же, кому салфеток не дали, свой рейтинг не изменили. И что интересно, они выставили более резкие оценки — повысили хорошие и снизили неудовлетворительные.

«Каждый из тех участников, кто не протирал руки, своим вторым решением словно оправдывался за предыдущий выбор. Все они демонстрировали крайнюю неуверенность в себе, — пояснили психологи. — Те же, кто салфетками пользовался, объясняли свой выбор коротко и логично, исключительно с точки зрения преимуществ и недостатков продукта».

Резюме ученых: «То, что прежде мы все воспринимали лишь как метафору, на самом деле оказалось очевидным фактом: физическое действие, такое как мытье рук, действительно помогает очиститься и психологически, сделать мысли более ясными и избавиться от переживаний за свои прошлые решения».

Ритуал омовения люди издревле расценивали как нечто большее, чем просто физическое очищение от грязи. Не зря же фольклор изобилует прибаутками вроде «Чистые руки — чистые помыслы», «Руки без грязи — совесть чиста» и т. п. В большинстве религий мира акт полного душевного и морального очищения связан именно с погружением в воду.

Америки мичиганские психологи, конечно же, не открыли. Но то, что теперь заявление «Чистота — залог здоровья» вполне законно относится и к нашему душевному благополучию, лично мне очень импонирует. Поскольку содержать свое тело в чистоте совсем несложно, тогда как иметь ясный ум, не отягощенный бессмысленными сожалениями и рефлексиями, крайне важно.