Ежегодно только в США прибыль от продажи валентинок составляет порядка 8 млрд долларов. В Европе — примерно столько же. Мне эти цифры говорят не столько о желании продавцов открыток заработать на любви (хотя и это имеет место), сколько о том, что людям даже в такие, казалось бы, не романтические времена, как XXI век, по-прежнему требуются теплые слова, внимание и нежность.

Это подтверждают и ежегодные социологические опросы, приуроченные ко Дню святого Валентина. Например, согласно одному из них, упомянутому в недавней , почти 80% европейских женщин из нескольких тысяч опрошенных признались, что нуждаются в сентиментальных жестах со стороны партнера куда острее, чем, скажем, в покровительстве или финансовой щедрости. Несмотря на экономически нестабильный год, они по-прежнему предпочли бы получить 14 февраля трогательный презент (к примеру, послание в стихах), чем еще одну сковородку или банный халат. И большинство из них подписались под тем, что одно из самых острых разочарований, которое можно получить в день влюбленных, — это валентинка в виде SMS или электронного письма вместо «живой» открытки, новый высокотехнологичный тостер вместо ужина тет-а-тет под композиции Билли Джоэла.

Более половины мужчин, принявших участие в опросе, согласились с тем, что романтика в отношениях действительно важна. Но только 15% из них реально готовы напрячься ради того, чтобы придумать для своей дамы нечто оригинальное. Забавно также, что почти 20% современных романтиков признались: тексты для своих любовных посланий они обычно скачивают из интернета, выдавая за свои. Остальные мужчины считают, что сочинение любовных баллад — занятие, достойное рыцарей прошлых веков, но никак не нынешнего времени. Однако значение любовных знаков внимания не отрицают и потому, как правило, идут на компромисс, выбирая в качестве презента незатейливый сувенир или букетик орхидей. Что, согласитесь, тоже совсем неплохо.

Итак, реальность показывает: романтика в человеческом сердце за редким исключением жива, и наши души по-прежнему напоминают музыкальный инструмент, струны которого все еще жаждут прикосновений. Но умеем ли мы создавать романтическую атмосферу, способны ли очаровывать и удивлять друг друга, при том что большинство из нас сами мечтают быть очарованными?

Как выясняется, не очень-то. Если верить статистике, лишь 10% подарков, которые люди дарят друг другу в этот праздник, действительно наполнены романтикой и заставляют того, кому их дарят, трепетать от волнения. Остальные же, как говорится, попадают «в молоко». Почему так происходит? По мнению журналиста Джаспера Жерара (Jasper Gerard), а также согласно исследованию британских социоаналитиков, причина тому одна — мы слишком мало знаем о тех, кого любим и с кем живем. Например, в ходе опроса выяснилось, что больше половины британских мужчин не знают о своих женах или подругах даже таких элементарных вещей, как цвет глаз, цвет волос, название должности, которую она занимает, или имя ее ближайшей подруги. Женщины оказались более внимательными, но все равно 17% из них со стыдом признали, что их познания о любимом мужчине более чем скромные. Однако Жерар не видит в этом ничего страшного. «Я вам больше скажу, — оптимистично заявляет он. — Некоторые из моих приятелей плохо помнят даже имена своих жен, в течение многих лет обходясь дежурными обращениями “милая”, “дорогая” или “малыш”. Ну и что? В магазинах полным-полно готовых валентинок с уже напечатанным текстом о любви, и это как раз то, что позволяет современным людям (в том числе и моим друзьям) считать себя настоящими романтиками». Однако не быть таковыми, по моему убеждению…

Ирония Жерара по поводу шаблонного общения между близкими, как он считает, людьми, на мой взгляд, как минимум неуместна. Более того, это такая же пошлость, как и большинство текстов с открыток Hallmark, несмотря на всю их бешеную популярность. И ни то ни другое, на мой взгляд, не имеет никакого отношения к истинной романтике. По одной простой причине — дежурные взаимоотношения, как и дежурные клише на любовных (а значит, довольно интимных) посланиях, не требуют от человека никаких энергозатрат, особенно душевных.

Однако вы ошибетесь, если решите, что я категорически отрицаю и не люблю День святого Валентина, считая этот праздник лишь «звездным часом» для компаний, зарабатывающих на любви. Отнюдь! Мало того, я ревностно оберегаю каждое нежное слово и другие трогательные безделицы, подаренные мне в знак любви. Потому что когда мне исполнится 100 лет, у меня не останется для воспоминаний ни SMS, ни электронных писем, ни безликих, не подписанных человеческой рукой открыток. Этот хлам сгинет и забудется навсегда. А останутся фотографии на глянцевой бумаге, листки формата А4, сложенные вчетверо и исписанные с обеих сторон, удивительные, крепкие книги с дарственными надписями и прочие бесконечно дорогие мне вещи… Так что я не против праздника, отчего же? Ведь благодаря ему моя коллекция будущих воспоминаний растет, как вишневое дерево в дачном саду.

Мне лишь претят сезонные а-ля любовные штампы, которые рождаются не в головах и не в душах самих любящих, а пишутся штатными копирайтерами за гонорары. Потому что я плохо понимаю, зачем брать напрокат чужие слова, когда в адрес любимого человека всегда найдутся собственные, неповторимые фразы и жесты, трогательная прелесть которых как раз в их неповторимости.

В делах амурных и сентиментальных, а проще говоря, в чувствах тоже есть свой джанк (по аналогии с , которым, увы, питаются миллионы). Себя к потребителям такой романтики я не причисляю. Лично мне милее и ближе органик-продукты, к которым, несомненно, относится и уникальная природа чувств.

Интересно, а какая романтика ближе вам? Какие проявления чувств вы считаете достойными себя и своего партнера? И что доставило вам радость и теплоту в минувший праздник?