По мнению учительницы химии миссис Филан, школьников стоит обучать чему-то полезному и прикладному — «просто писать формулы слишком скучно». В итоге она предложила ученикам превратить классную химическую лабораторию в… небольшую косметическую фабрику. И, разбившись на группы, попробовать приготовить крем для бритья, лосьон для тела, блеск для губ, зубную пасту и многое другое. Рецепты — из интернета, миссис Филан лично проверяет и утверждает каждый из них. Школьники должны придумать максимально экологичную упаковку для своих творений, а также разработать рекламную кампанию по их продаже.

Главное условие — все компоненты должны быть максимально натуральными. Например, новоявленные косметологи сотворили крем для рук на основе эфирных масел, масла какао и пчелиного воска.

«Удивительно смотреть, как с твоей помощью несмешиваемые ингредиенты превращаются в эмульсию, а потом в самый настоящий крем!» — с восторгом говорит Синди Физерли, одна из учениц.

Другая группа школьников попробовала сделать ароматизированный блеск для губ: с ванильным они потерпели фиаско, а вот клубничный «ничуть не отличается от магазинного». Третья группа приготовила зубную пасту с эфирными маслами (она удалась), а также жидкость для полоскания рта, которая получилась слишком соленой (поэтому эксперименты с нею продолжаются). Проект ребятам настолько понравился, что руководство школы подумывает сделать его частью обязательной обучающей программы.

Думаю, нам бы подобные мастер-классы тоже не повредили: из школьной программы по химии люди выносят в лучшем случае формулу воды, да и ту через пару месяцев забывают. А ведь знания, которые можно применить на практике, очень ценны и остаются в голове надолго.

«Такие программы в старших классах наших школ были бы очень полезны, — считает Татьяна Вересова, косметолог, специалист по мыловарению и изготовлению домашней косметики. — Именно в возрасте 12-14 лет девочки неминуемо начинают дома экспериментировать с изготовлением разнообразных средств, и часто такие "пробы пера" заканчиваются плачевно. Ведь в ход идет вся домашняя аптечка и содержимое маминой косметички одновременно. Обучающие мастер-классы помогли бы школьницам готовить действительно безопасные и полезные продукты. Мальчикам это тоже было бы интересно, как им интересны любые химические опыты».

Леонид Кольчиков, аспирант кафедры методики преподавания химии МГПУ, настроен немного скептично: «Подобные технологии обучения придают урокам игровую окраску, что вообще характерно для американских школ. Но с академической точки зрения они слабы — вряд ли ребята получат много новых знаний, смешивая оливковое масло с пчелиным воском. Я за то, чтобы больше времени проводить в классной лаборатории, а не за партой. Наверное, подобные уроки хороши как факультативы, как дополнение к основным занятиям. В таком виде идея интересна и экспериментально осуществима в некоторых московских школах».

Полагаю, школьники не возражали бы и вовсе заменить уроки химии «косметическими» практикумами. Это веселее, полезнее и, кстати, безопаснее. Признайтесь, почти у каждого из нас во время школьных опытов случались конфузы с реактивами. А оливковым маслом, в отличие от соляной кислоты, обжечься невозможно.