Чтобы домашнее обучение было плодотворным, психологи советуют соблюдать три важных условия.

Конечность

Если ребенок чувствует, что весь день будет посвящен исключительно учебе, он начинает прокрастинировать: отвлекаться, смотреть в окно, зависать в телефоне, уноситься в фантазии. «Лучший способ бороться с прокрастинацией — четкое обозначение времени начала и конца занятий, — говорит Вера Лачинова. — А также договор о минимальном обязательном объеме, который необходимо выполнить. Сделал дело — гуляй смело». 

Обозримость

В школе ребенок никогда не знает, что будет делать и изучать на следующей неделе. Это делает процесс бесконечным и неопределенным. «Откройте вместе с сыном или дочерью оглавление учебников, составьте список тем, которые надо изучить или повторить до конца учебного года, — говорит Вера Лачинова.  — И вычеркивайте по мере прохождения. Сам факт того, что дело движется к завершению, очень мотивирует и вдохновляет».

Согласие

Обсудите с отпрыском, как ему будет удобней проходить школьные предметы: слушать дистанционные уроки, смотреть видеоролики других преподавателей на ютюбе, а может самому читать учебник и делать задания, пользоваться специализированными учебными платформами. Договоритесь, какой метод работы ему подходит больше: погружением, когда пару часов занимается одним предметом или несколькими подходами по 10-15 минут. Вы избежите множества конфликтов, если школьник почувствует, что сам может управлять процессом собственного обучения.

На фото: Вера Лачинова, детский и семейный психолог, консультант по семейному обучению, педагог.

Отношения со школой

Для подавляющего большинства учителей дистанционное обучение так же незнакомо, как и для вас. Им тоже сложно. «Поэтому, если вы видите, что ничего толкового школа в данный момент предложить вашему ребенку не может, напишите заявление о переходе до конца учебного года на заочную или семейную форму образования, — советует Вера Лачинова. —Или просто договоритесь с учителем, что ребенок сам изучит материал и сдаст контрольные работы в конце четверти. Обосновать это можно хотя бы недоступностью гаджетов для ребенка в дневное время в связи с дистанционной работой взрослых членов семьи».

Главные задачи обучения

Большинство программ построено так, что на четвертую школьную четверть нового материала практически не остается, в основном — повторение.  Определите с ребенком, какие цели вы будете ставить на каждую неделю обучения и следуйте им. Это может быть:

  • Освоение нового материала. Уроки с учителем, репетитором, ролики из интернета, обсуждение прочитанных параграфов, просмотр обучающих фильмов помогут ребенку разобраться с новыми темами.

  •  Упражнения, задачи на закрепление нового материала. В каждом учебнике сразу после объяснения темы есть несколько заданий на ее отработку. Если ребенок хорошо с ними справился — тема пройдена.

  • Повторение пройденного. Открыв вместе с ребенком оглавление учебника, обсудите, какую тему, как ему кажется, он помнит хорошо, а какую забыл или вообще не понял. «Повторение — это как раз про первое, — говорит наш эксперт. — В самом конце любого учебника есть задания на повторение: предложите ребенку делать время от времени по паре из них».

  • Заполнение пробелов. Это как раз про те темы, которые ребенок не понял или забыл. «Поговорите о том, что поможет ребенку понять материал лучше, — говорит Вера Лачинова. — Возможно, учитель подает его в той форме, которая вашему чаду не подходит — поищите объяснение той же темы в интернете. Посмотрев несколько роликов, ребенок сможет найти того педагога, который делает информацию понятной именно ему. Здесь есть два подводных камня. Во-первых, преподаватель, который нравится вам, вовсе не обязательно подходит ребенку. Во-вторых, обязательно спрашивайте (и тем самым приучайте школьника вычленять), что именно ему непонятно. «Вообще ничего» — это не про работу с материалом, а попытка свалить все на взрослого. Очень часто приходится встречаться с тем (особенно при совместном выполнении домашних заданий), что ребенок говорит, мол, я ничего не понимаю, зная, что после этой фразы вы решите все задания сами». Будьте терпеливы, ваша задача — поддержать школьника в самостоятельном мышлении, а не делать работу вместо него. 

  • Поддержание тонуса. Когда новый материал пройден, пробелы заполнены, наступает время поддержания «моторных» навыков чтения, счета, письма, решения задач. Здесь важно соблюдать принцип «удовольствия», ведь наш мозг устроен таким образом, что сопротивление и отвращение отключает функции обучения. «Договоритесь, что каждым предметом ребенок будет заниматься в одно и то же время, по 10-15 минут, — советует наш эксперт. — Причем будет выбирать задания того типа, которые у него получаются лучше всего. Так вы поможете своему чаду создать «подушку успешности» и уверенности в собственных силах. А с нее в следующем учебном году будет проще прыгать на новую высоту».

  • Развитие новых интересов. Успешность школьного обучения, по словам нашего психолога, в гораздо большей степени зависит от уровня развития когнитивных функций (памяти, внимания, абстрактного мышления), чем от чтения учебников и выполнения упражнений. Поэтому расширяйте горизонты знаний отпрыска о мире. Осваивайте кулинарные рецепты; гуляйте виртуально по музеям, странам и планетам; занимайтесь конструированием или мифологией; снимайте ролики; берите начальные курсы разных языков; вяжите крючком или выпиливайте лобзиком. Пусть предмет занятий никак не связан со школьной программой — главное, чтобы это приносило радость. 

Дом — это не школа

Здесь нет ни класса, ни доски. А потому можно использовать не только систему привычного «фронтального» обучения, когда учитель объясняет, все слушают и делают, как и что сказано. Попробуйте и другие методики организации учебного процесса.

  • Перевернутый урок. Ребенок сам изучает теоретический материал, а потом вы вместе обсуждаете возможности его практического применения и использования в решении задач или выполнении упражнений.

  • Проведение экспериментов. Предложите ребенку выдвинуть гипотезу, провести эксперимент и понаблюдать, подтвердится она или нет. Обсудите, почему так произошло.

  • Решение бытовых задач. Списки покупок, переписка с бабушкой —  вместо прописей, пересчет необходимых для обеда продуктов вместо задач на проценты и т.д.

  • Придумывание квестов, «семейных приключений», спектаклей для других детей в семье.
  • Создание видеороликов, объясняющих изучаемый материал, с дальнейшим показом одноклассникам.

Как работать с информацией? К сожалению, школа совсем не учит детей учиться. «Как тренировать память и внимание, как составлять конспекты, майнд-карты, как работать с текстом, параграфами, — говорит Вера Лачинова. — Освойте с детьми упражнение Пифагора, метод локаций, составление «рыб» и «майнд-карт» — все это сделает и сиюминутное освоение материала более ярким и запоминающимся, и поможет в дальнейшей учебе, когда карантин наконец закончится». 

Где искать помощь?

На взрослых сейчас свалилось много забот, хлопот и тревог. «Помните, как говорят в самолетах: маску сначала надо надевать на себя, а потом на ребенка, — говорит Вера Лачинова. — Это правило идеально подходит для нынешней ситуации с дистанционным обучением. Если ваши домашние уроки стали только источником бесконечных конфликтов, прекратите их. Отношения важнее уроков. Не получается договориться — не ссорьтесь. Берегите себя и своего ребенка. Просто отложите занятия — на неделю, на две, до августа, в конце концов. Когда ситуация в обществе нормализуется, всем будет легче. И детям тоже. Лучше с новыми силами вернуться к повторению материала перед учебным годом — и таким образом настроиться на эффективную работу, чем сейчас испортить отношения, дойти до срывов и неврозов. А толка от занятий в обстановке скандалов все равно никакого нет». Конечно, это мера радикальная. Есть несколько способов выйти из зоны конфликта и другими путями.

Например, нанять для ребенка репетитора-старшеклассника, который будет заниматься с ним вместо вас. Сейчас в соцсетях много таких объявлений. И стоит недорого, и все уроки будут сделаны.

Еще один способ — договориться с родителями нескольких одноклассников, что каждый из вас по очереди проводит онлайн занятия для всей группы — можно разделиться по дням или по учебным дисциплинам. Остальные родители в это время свободны. А скандалить с чужой мамой ребенок не станет.

Отлично мотивирует школьника и возможность самому стать учителем для одноклассников. Опять же, речь о небольшой группе детей —  3-4 человека. И каждый день каждый из ребят готовит по одному занятию для остальных. Читает им правило из учебника, подбирает ролик, упражнения на онлайн-тренажере, разбирает упражнения. Можно даже договориться, что за проведенный урок «учитель» получает от каждого ученика небольшую «зарплату», таким образом зарабатывая себе на шоколадки и мороженое.