Первый опыт общения: почему это бывает непросто?

 

Сложнее всего в новой среде будет тем детям, у которых нет родных братьев и сестер. «Когда ребенок впервые сталкивается с другими детишками у него, как правило, нет опыта общения с себе подобными, — рассказывает Наталья Фатьянова, семейный психолог. Он все это время взаимодействовал только со взрослыми. И такой навык у него более-менее сформировался. Тогда как общение с одногодками строится по другим правилам и законам. Если ваш ребенок встретится с более опытным коммуникатором, который, например, уже ходит в садик и имеет некий опыт взаимодействия со сверстниками, то  может столкнуться с непониманием и насмешками».

Когда можно учить малыша правилам коммуникации?

Первый опыт общения многие дети получают, как правило, на детской площадке или в гостях. При этом до трех лет обучать ребенка навыкам осознанного общения не имеет смысла. До этого возраста в силу своей физиологии все, что попадает в поле ребенка, он считает «собой». Условно, игрушка в руке – это продолжение его самого. К трем годам у малыша начинают выстраиваться более четкие границы «я и другие люди», и он может начать с ними взаимодействовать.

Три года — это как раз то самое время, когда малыша отдают в детский сад и он начинает активно общаться с другими детьми. Следующий этап — школа, где ребенку вновь приходится адаптироваться. Мама и папа должны помочь ему в этом. «Многие родители думают, что если они не находятся в коллективе вместе со своим ребенком, то и помочь особо ему ничем не могут, — рассказывает Наталья Фатьянова. — Это большое заблуждение. Маме и папе важно понимать, что адаптация в новом коллективе — всегда стресс, кстати, для взрослого человека тоже. Чем более спокойную и предсказуемую обстановку в семье вы создадите, тем легче будет вашему ребенку социализироваться в коллективе».

Как помочь ребенку подготовиться к саду и школе? Рассмотрим подробнее.

 

Подготовка к детскому саду

Общению в коллективе нужно учить также, как и навыкам пользования столовыми приборами, застегиванию пуговиц и шнурованию ботинок. Безусловно, это более филигранное умение, которое ваш ребенок будет осваивать гораздо более продолжительное время. Но, показав, как это можно сделать, вы значительно облегчите его социализацию.

«Если ваш ребенок идет в сад не в три-четыре года, а в пять-шесть, то у него скорее всего уже выработаны определенные навыки общения с другими детьми, —комментирует Наталья Фатьянова. — Но если речь идет о трехлетках, то они только начинают осваивать эту науку. И их в прямом смысле слова нужно учить, казалось бы очевидным вещам: как попросить что-то у другого ребенка, как строить вместе башню из песка и играть в мячик в паре». Во время пребывания в детском саду все эти функции возлагаются на воспитателя. Однако вы сами можете подстраховать своего малыша, например, забирая его из садика с вечерней прогулки. Не спешите домой, посмотрите, как ваш ребенок общается с другими. Видите, что не очень получается? Подойдите, помогите, подскажите, что сказать, как лучше сделать.

Самая большая ошибка родителей — выпустить детей в общее поле из серии «пусть сами разбираются». Да, кто-то, возможно, и разберется, а кто-то получит негативный опыт, который осложнит в дальнейшем общение в коллективе. «Нередко я слышу на своих консультациях, мол, с нами родители так не носились, — дополняет Наталья Фатьянова. – Это действительно так. Но именно поэтому у многих такие сложности именно в коммуникациях: от построения отношений в паре до коллективных взаимодействий. Если у вас есть такая возможность, облегчите своему ребенку жизнь».

Что поможет. Не будем оригинальными, если отметим, что мультфильмы, фильмы, книги о дружбе, общении в коллективе — отличное подспорье для родителей. И тут важно, как вы эту информацию ребенку преподносите. Посадить смотреть малыша мультфильм между делом — это одно. Совсем другое — организовать совместный просмотр, обсудить увиденное, спросить мнение малыша о поступках героя. И постарайтесь обойтись без морализаторства! Слушаем, высказываемся сами, мягко направляем, но не осуждаем и не критикуем.

 

Подготовка к школе

Отношения «ребенок-коллектив» в школе — новый уровень развития вашего отпрыска. Ваше влияние на то, как ребенок будет строить отношения с ровесниками ослабевает. Особую роль в жизни ребенка будут играть другие взрослые — классный руководитель, учителя-предметники.  «Очень важно сделать все возможное для повышения самооценки малыша, — рассказывает Наталья Фатьянова. — Уверенный в себе школьник гораздо легче завоюет уважение в коллективе. Что для этого нужно? Любить своего ребенка, подчеркивать его нужность. Для этого чаще прислушивайтесь к его мнению, поддерживайте интерес к его жизни (забудьте раз и навсегда про дежурный вопрос – «Как дела?»), храните его детские тайны. Общение с ребенком о классной рутине, детях, с которыми он общается, поможет вам понять, что творится в классе и какую стратегию общения в данном коллективе можно выработать».

Дома наполните свободное время ребенка приятными ему занятиями. Не скатывайтесь до бесконечных обсуждений оценок и успехов в школе. Помимо учебы существует масса приятных вещей, о которых ваш отпрыск не должен забывать.

А еще авторитет среди сверстников отпрыску завоевать будет легче, если вы обратите внимание на таланты вашего ребенка и займетесь его развитием. Они есть у всех! Кто-то хорошо рисует, кто-то сочиняет истории или умеет собирать сложные фигуры из конструктора. Некая условная «особенность» ребенка поможет ему легче вписаться в коллектив.

Что поможет. Отличная идея, которая сплотит детей в коллективе — неформальная обстановка. Любые совместные походы в театр, зоопарк, на пикник в парк помогут им лучше узнать друг друга, получить общее впечатление и потом поделиться своими мыслями на этот счет друг с другом. «На природе вы можете организовать коллективные развлечения для детей, — рассказывает Наталья Фатьянова. — Это отличный способ понаблюдать, как они друг с другом взаимодействуют. Хорошо, если это будут какие-то парные упражнения и командные игры. Не все дети хорошо чувствуют себя в команде, но зато отлично общаются тет-а-тет. И последнего уже в принципе будет достаточно, чтобы в дальнейшем ребенок мог выстраивать комфортные для него взаимодействия с другими людьми».

Если ребенок застенчивый, пригласите в гости детей, с которыми он чаще всего общается. В знакомой для него обстановке ваш отпрыск будет чувствовать себя чуть свободнее. А вы, как хозяева вечеринки, поможете сделать комфортным пребывание в вашем доме и других маленьких гостей.

И еще один лайфхак напоследок. Казалось бы, очевидный, но многие про него забывают. Учите своего ребенка делать другим что-то приятное. Для начала объясните, что «приятное» для каждого может быть разным. То, что нравится одному, может быть совершенно безразлично другому. Угощения, приятные мелкие подарки, хорошие, добрые слова, объятия — все это помогает сближению двух маленьких людей. И, конечно же, важно, чтобы шло это искренне и от сердца.