Малыш, которого постоянно опекают и шагу не дают ступить самому, привыкает к тому, что за него все решают взрослые. «Так он не научится ничего делать самостоятельно и в школе у него также возникнет много проблем  и с учебой, и с коллективом,  — говорит Елена Камаровская, автор книги «Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет. Все, что нужно знать родителям». — Поэтому с раннего возраста предоставляйте детям возможность самим разбираться в своих маленьких, но очень важных и серьезных вопросах. Активность также проявляется в творчестве. Причем чем старше становится ребенок, тем больше он стремится выразить себя разными способами, но чаще всего — собственными руками. Мальчики любят мастерить, делать поделки из дерева и металла, рисовать, лепить. Девочки — шить, вязать, одевать своих кукол. Вообще работа руками тесно связана с мыслительным процессом, поэтому она очень полезна еще и в смысле развития».  

* Знакомьте ребенка с  новыми интересными занятиями, водите его в творческие мастерские. Купите, например, гончарный круг, столярный мини-станок. Приобщайте малыша к приготовлению разных  блюд. Ему вполне по силам помочь сделать тесто для пирогов, украсить торт. Помните о том, что дети, которые умеют хорошо что-либо делать руками, как правило, успешны в учебе. 

* Не стремитесь занять главенствующую позицию. Когда ребенок с увлечением чем-то занимается: готовит, мастерит, рисует, он не желает, чтобы ему кто-то мешал. Вы всегда успеете помочь,  дать совет, но правильнее будет позволить малышу самостоятельно приобрести ценный опыт, а с ним и ощущение собственной значимости.

* Показывайте свою заинтересованность. Если ребенок что-то изготовил самостоятельно, обязательно осмотрите, опробуйте, испытайте на практике получившееся изделие. Покажите свою заинтересованность. Похвалите юного изобретателя. Похвала уместна, поскольку самостоятельно полученный опыт намного важнее полученного любым другим образом. Ваше внимание и любовь мотивируют его на приобретение дальнейшего опыта. 

* Развивайте независимость. Тот, кто способен изготовить какую-то вещь, починить ее, чувствует свою значимость. Это чувство собственной независимости позволяет ребенку вырасти в собственных глазах. Поддержите малыша в этот момент своей радостью за него. 

* Поощряйте непоседливость. Постарайтесь понять, что в непоседливости ребенка кроется секрет его творческой активности. Учите его открытости восприятия. Обязательно говорите малышу, когда его идея соответствует вашим представлениям. Будьте всегда рядом. Снова и снова восхищайтесь оригинальными идеями ребенка. Вселяйте в него уверенность в тех случаях, когда она отсутствует. Поддерживайте интересы, которые со временем, возможно, станут чем-то большим.

* Включайте  ребенка в жизнь семьи. Чаще обсуждайте с ним любые сложности. Говорите с ним о ценностях, которые важны для общества и на которые вы сами ориентируетесь. Постоянно следите за эмоциональным состоянием ребенка и за тем, что происходит вокруг него и требует обсуждения. Посвящайте малыша в собственные планы: делая покупки, готовя еду, занимаясь домашним хозяйством.  Рассказывайте, из каких критериев вы исходите, когда продумываете планы отпуска, выходных, более отдаленные перспективы.

* Не бойтесь проблем. Они полезны, поскольку делают нас находчивыми. Оригинальные решения находит только тот, кто время от времени сталкивается с трудностями. Ваша задача — не пытаться опускать ребенка с небес на землю, а давать ему возможность высказать свои оригинальные идеи. Понаблюдайте, какие именно проблемы заставляют ваше чадо проявлять нестандартность мышления. Чаще восхищайтесь его креативностью, творческой энергией и особым взглядом на жизнь. Подбадривайте в случае неудачи. Верьте в то, что ваш мечтатель, вольнодумец и художник обязательно найдет дорогу в жизни, когда вырастет.     

Еще больше полезной информации о развитии ребенка вы найдете  здесь, здесь и здесь.