* Задавайте больше вопросов. Когда ребенок озвучил свою точку зрения, спросите, почему он так думает, попросите привести пример из жизни, иллюстрирующий его мысль, или обосновать свое мнение. Можно спросить его, как это связано с другими прозвучавшими идеями. Как его мысль отличается от того, что только что высказали другие члены семьи. Задавайте как можно больше вопросов: так вы сможете направлять ход мыслей. Короткие слова «почему» и «зачем» отлично подогревают обсуждение. Задавать вопросы, на самом деле, не так просто. Всегда есть искушение влезть с собственным мнением, что может свести разговор на нет. Дайте ребенку шанс высказаться. Вот некоторые из полезных вопросов.

— Каким был бы мир, если бы все так поступали?

— Сможешь придумать пример обратной ситуации?

— Как бы ты чувствовал себя, будь ты на другой стороне баррикад? 

— Какой вред может нанести такое решение? Стоит ли оно того?

* Позвольте ребенку надеть «мантию эксперта». Пусть ребенок выступит в роли эксперта в обсуждаемом вопросе. Например, можно сказать: «Представь, что ты директор школы и тебе нужно принять решение», «Предположим, что ты — глава государства», или «Если бы ты входил в состав Совета по этическим вопросам». Этот простой трюк пробудит в ребенке желание охотнее обсуждать многие вопросы.

* Введите понятие «оттеночности». Мы знаем, что многие ситуации не могут быть абсолютно этичными или неэтичными, белыми или черными — существует множество «оттенков». Их нужно ввести в дискуссию, используя названия «белый», «светло-серый», «средне-серый», «темно-серый» и т.д. В этом же ключе можно попросить ребенка проранжировать обсуждаемую ситуацию от наименее к наиболее приемлемой. 

* Покажите ребенку, что вам интересно его мнение. Дети с гораздо большим интересом примут участие в обсуждении проблемы, если будут знать, что вы принимаете их мнение всерьез. Продемонстрировать интерес можно, внимательно слушая ребенка. Когда он что-то рассказывает, не забывайте периодически говорить «хорошо», «понимаю», «правильно». Кивайте. Задавайте вопросы по поводу услышанного. Следите за выражением своего лица — на нем должен быть написан интерес, а не страстное желание высказаться самому. Искренне интересуйтесь тем, что говорят дети, тогда разговор будет естественным. 

* Старайтесь не противоречить сразу же. Выясните до конца, почему ребенок думает так, а не иначе. Если вам все же придется не согласиться, нужно сделать это так, чтобы оставить возможность для продолжения разговора. Не соглашаться — нормально, например, не оставлять же без ответа утверждение «воровать можно, потому что магазин не разорится, если я возьму немножко». Гипотетическая форма вопросов позволит вам выяснить точку зрения младшего члена семьи и в случае необходимости опровергнуть ее.