Гиперопека

Мамы принимаются сверх меры опекать ребенка из-за чрезмерного беспокойства за его безопасность. Чаще всего такое бывает с женщинами, которые долго не могли зачать или выносить малыша. Появление долгожданного отпрыска становится настолько значимым, что страх его потерять зашкаливает. Еще одна распространенная причина гиперопеки — проблема профессиональной самореализации. Если мама занимается исключительно ребенком, не уделяя внимания собственному развитию, это приводит к размытию личностных границ в определении своей жизни и жизни ребенка.

«Гиперопека проявляется не столько в излишней заботе, сколько в повышенном контроле, — говорит Александрина Григорьева, клинический психолог, к.пс.н, директор Нейроцентра медико-психологической коррекции и реабилитации. — По сути, мама старается прожить вместо ребенка его жизнь, включая регулирование абсолютно всех сфер его жизнедеятельности. Гиперопека проявляется в ограничении свободы ребенка, когда формирующаяся личность не имеет возможности свободно передвигаться, выразить себя, приобрести свой опыт, занять свою позицию, сделать собственный выбор и взять на себя ответственность». Мама лишает собственное чадо права голоса. Например, в гостях, при ребенке начинает критиковать его, на вопросы, заданные сыну или дочери, отвечает сама. Взрослые принимают авторитарное решение, в какие секции, кружки ходить младшему члену семьи, что носить, с кем дружить.

«Когда ребенок живет в условиях такого тотального контроля, он не учится критически мыслить и теряет шанс творчески развиваться, — говорит Юлия Кац, психолог. — В результате, ребенок вырастают либо безвольным и слабохарактерным, либо копит внутреннюю агрессию и обиду. Он хочет и не может вырваться из-под жесткого материнского контроля. Свобода является необходимым условием развития здоровой, социально активной и творческой личности».

 Вседозволенность

«Делай, что хочешь, живи, как знаешь» — часто родители дают ребенку свободу там, где она пока не нужна: он еще не умеет ею пользоваться. Взрослые путают право своего отпрыска на самостоятельность с попустительством и вседозволенностью. Нередко ребенку дозволяется все, он — центр мироздания. «В таких семьях иерархия как бы перевернута — не ребенок адаптируется в системе, а семья подстраивается под него, — рассказывает Юлия Кац. — Родители (в основном мамы) находятся в состоянии перманентного утомления — им трудно отказать отпрыску, сказав твердое «нет». Для ребенка этот уклад чреват в будущем повышенной тревожностью, ведь в условиях непомерной для его возраста вседозволенности, ему приходится брать за себя и на себя всю ответственность». В отсутствие ограничений маленький человечек нередко оказывается неспособным предъявлять необходимые требования к себе и становится импульсивным и непослушным. Среди детей таких родителей-«либералов», кстати, самый высокий уровень малолетних правонарушителей, потому что при таком воспитании у ребенка не формируется представление о том, что такое «хорошо» , а что такое «плохо».

Как найти баланс между гиперопекой и вседозволенностью

Самая правильная тактика, по мнению психологов,  внешне давать ребенку свободу так, чтобы ему казалось, что он может распоряжаться своей жизнью сам, но на самом деле зорко следить за чадом. «Важно сохранять в общении с ребенком разумные правила, давать возможность выбора, возможность предлагать свои способы решения проблемы, — рассказывает Александрина Григорьева. — Не обесценивайте мнение сына или дочери, позволяйте делать ошибки. В этом особая мудрость родителей — поддержать, но не решить за ребенка».

Опекая сына или дочь сверх меры, мама примеряет роль безупречной родительницы в образцовой семье. Но важно понять и принять: идеальных мам, как и идеальных детей, не бывает. Британский педиатр и психолог Дональд В.Винникотт ввел в противовес идеальной матери понятие «достаточно хорошая мать» — это та, которая имеет право на свою жизнь, на свое счастье и на ошибки. «Только видя рядом «живого» человека, ребенок развивается в гармоничную личность, — говорит Юлия Кац. — Такая мама понимает, что любовь — это не тотальная забота и контроль. Это и доверие, и способность позволить совершать промахи. Ведь только преодолевая их, маленький человек учится взаимодействовать с миром. Как же избавиться от привычки «душить любовью» собственное чадо? Проживать свою жизнь, а не его! Интересуйтесь, нужна ли ребенку ваша помощь, прежде чем ее оказывать, оберегайте, поддерживайте его, но не отказывайтесь при этом от собственных интересов, своего личного пространства».

Решая вопрос свободы для ребенка, следует отдавать себе отчет в том, что она неотъемлемо связана с ответственностью, способностью распоряжаться собственной жизнью и умением быть предоставленным самому себе. По словам Александрины Григорьевой, это должно быть подготовлено такими факторами как осознанность, критичность к своим поступкам, способность адекватно соотноситься с социальными границами и правилами. По сути, свобода — это приобретение, которому нужно учить, осознавая, в каком возрасте и какой своей деятельностью ребенок уже в силах управлять.

Один из важных показателей гармоничного развития — это игра. Способность самому  придумывать сюжеты, брать на себя роли и получать удовольствие от подобного времяпровождения свидетельствует о том, что ребенок уже достаточно созрел для того, чтобы претендовать на некоторую самостоятельность.

Другое дело, если малыш большую часть времени слоняется без дела, не зная, куда себя деть, ленится или, наоборот, пребывает в постоянном хаотичном движении, ни на чем не может сосредоточиться. Все это признаки того, что ребенка не научили быть с собой в согласии, быть свободным, и ему нужно больше внимания и поддержки со стороны взрослых.