Понимание дружбы формируется у детей постепенно. В детском саду ребенок считает своими друзьями чуть ли не всю группу, в школе количество друзей уменьшается до пяти-шести, а к подростковому возрасту остается один-два и появляется градация на настоящих друзей, знакомых и приятелей.  «Дошколята считают своими друзьями тех, с кем интересно играть, школьники уже придают значение общению и общему фону отношений, подростки обращают внимание на схожесть и общность интересов»,— рассказывает Игорь Денисенко, клинический и семейный психолог

В само понятие «дружба» вкладывается разный смысл. Но если говорить о его хрестоматийном значении, то это личные взаимоотношения между людьми, основанные на взаимоуважении, личной симпатии, привязанности, взаимопомощи, подкрепленных общностью интересов и увлечений. «Сама потребность во взаимоотношениях с кем-то кроме родителей возникает у детей после 3-х лет, — объясняет Анна Политова, к. п. н., детский и семейный психолог. — В этом возрасте у ребенка начинают формироваться качества, которые будут необходимы для построения дружеских отношений в будущем». В обучении навыкам дружбы важна помощь родителей. Давайте подробнее остановимся на том, какие качества нужно развивать.

Личная симпатия. Она возникает у детей, когда они замечают в другом ребенке нечто интересное: оригинальная одежда, особенности внешности, умение что-то интересно рассказывать, владение каким-то навыком (игра на музыкальном инструменте, занятия спортом). «Детям больше нравятся те, кто похож на них внешне и по характеру, — комментирует Анна Политова. — Но чтобы возникла личная симпатия, нужно уметь сконцентрировать свое внимание на ком-то, а с этим навыком обладают не все современные дети». Одна из задач родителей — развивать у ребенка умение концентрироваться, а на первых порах — помочь ему обратить внимание на потенциального кандидата в друзья: «Посмотри, как красиво Маша умеет рисовать» или «Петя очень спортивный, прямо как ты».

Привязанность. Под этим понимают желание детей разделить игру, радость от общения, желание встречаться и огорчение при расставании. «В чистом виде привязанность обычно формируется годам к 7-9, до этого возраста она будет характерна лишь для детей эмоционально одаренных, чутких и предрасположенных к отношениям, — объясняет Анна Политова. — В развитии этого чувства могут существенно помочь родители. Почаще организовывайте встречи детей, напоминайте ребенку позвонить другу, акцентируйте внимание на том, как здорово вместе проводить время, общаться».

Взаимоуважение. Этот навык формируется в семье, где уважают интересы ребенка, его мнение, где он вовлекается в заботу о других членах семьи. Все выше перечисленное — основа для успешной социализации малыша в коллективе. «Большое заблуждение полагать, что прочитав ребенку правильную книгу, показав фильм или мультик, родителям удастся добиться желаемого, — добавляет Анна Политова. — Если игнорировать потребности ребенка, общаться с ним в приказном тоне, должного эффекта вы не получите. Книги — хорошая «приправа» для отпрыска, уже доросшего до того, чтобы все написанное в них переносить на собственный опыт».

Взаимопонимание. Чтобы развить это качество в своем малыше, важно прежде всего научить его понимать свои эмоции и желания. В раннем возрасте родители должны познакомить ребенка со спектром эмоций: задавая наводящие вопросы, они могут помочь ему определять, что он чувствует в данный момент. Потом постепенно следует переносить внимание ребенка на других детей, обсуждать, в чем причина их поведения или поступков. «Взаимопонимание также предполагает умение решать конфликты, способность делиться и уступать, — говорит Анна Политова. — Пока ребенок лишь учится дружить, взрослые по возможности не должны оставлять без внимания детские конфликты. Дети не умеют выходить из них конструктивно и решают вопрос на первых порах крайне непродуктивно. Что касается уступок, объясните, что это не всегда проигрыш или потеря. А возможность чем-то поделиться может приносить невероятную радость».

Общность интересов и увлечений. Связана с информационным пространством, в котором находятся дети: в каких кружках и секциях занимаются, чем увлекаются, какие мультфильмы и фильмы смотрят, во что играют. Случается, что ребенок по каким-то причинам не увлекается тем, что интересно его потенциальному другу. Вариантов в этом случае два: либо знакомиться с этим новым миром, если дружба ценна, либо находить для общения более подходящего кандидата. «Случается, что родители не хотят приобщать ребенка к современной культуре. Бояться этого не нужно, — утверждает Анна Политова. — В том, что он узнает, кто такой Человек-паук или феи Винкс, нет ничего страшного. Интересы и увлечения детей сменяются очень быстро!»

Как помочь ребенку завести друзей: 5 советов родителям

1. Не проецируйте на ребенка свои желания и потребности. Случается, что у замкнутых родителей растет малыш, который быстро заводит знакомства и имеет массу приятелей. А у общительных — чадо дружит лишь с парой детишек. В первом случае взрослые боятся, что ребенок растет поверхностным, во втором — что он слишком замкнут. Дайте возможность своему отпрыску самому принимать решения.

2. Помогайте ребенку выбирать друзей. «С кем ваш ребенок будет общаться в более старшем возрасте, зависит во многом от родителей, — рассказывает Игорь Денисенко. — Обязательно интересуйтесь, с кем он дружит, спрашивайте, что ему нравится во взаимоотношениях, что не очень, как развиваются отношения с другом, что они дают ребенку, а что он сам делает для друга». Все эти вопросы важны для того, чтобы показать ребенку, кто настоящий друг, а кто нет.

3. Не запрещайте общение ребенка с кем-либо. Одно из самых важных правил психологии — не запрещать то, что не сможешь потом контролировать. «Нередко родителей беспокоит, что их чадо дружит с малышом из наблагополучной семьи, и это вполне объяснимо, — комментирует Игорь Денисенко. — Запреты такой дружбы приведут к вранью. Лучше обсудите с ребенком ситуации в семье его друга, проговорите, что привело к такому развитию событий и к чему это может привести в будущем. Все это нужно объяснить ребенку, ни в коем случае не закрывайтесь от проблемы».

4. Меняйте свои привычки. Для развития коммуникативных навыков очень хорошо, если в вашей семье принято принимать гостей и ходить в гости. Если вы домоседы и ведете замкнутый образ жизни, но на общение вашего ребенка со сверстниками это не влияет, не нужно ломать свой уклад жизни. Но если ребенок не может найти друзей, придется пересмотреть свои правила. «Предложите ребенку пригласить гостей. У себя дома он будет чувствовать себя более естественно и общаться более уверенно», — дополняет Игорь Политов.

5. Не расстраивайтесь, если ваш ребенок не слишком общительный. Конечно, общительному малышу проще заводить приятелей. Однако между общительностью и дружбой очень большая разница. Такой ребенок испытывает большое желание поделиться с окружающими собой, это своеобразный детский эгоцентризм. Ему тесно внутри себя, он хочет рассказать о себе, но слышать других ему сложно. Порой и в играх он тянет одеяло на себя и не прислушивается к мнению окружающих. При этом ребенок-интроверт в будущем, наоборот, сможет стать чутким и верным другом. Не забывайте, во многом это зависит именно от вас!