Интеллект — это больше, чем способность вспоминать факты или быстро соображать на обучающих занятиях. Это не только извлечение нужной информации из долгосрочной памяти. Настоящий интеллект основывается на способности решать задачи быстро, эффективно и новаторски. «Поэтому развитие детей не должно ограничиваться зубрежкой или пассивным просмотром обучающих компьютерных программ, — говорит Стивен Камарата, профессор психиатрии и автор бестселлера “Воспитание без шаблонов. Научитесь слышать своего ребенка”. — Решение задач — самая важная из способностей для развития будущего интеллекта, поэтому важно обеспечить ребенку возможности тренировать ее — исследовать окружающий мир и учиться. Не пытайтесь делать все за ребенка и не мешайте ему совершать ошибки». Когда малыш решает, как дотянуться до чашки или мячика, у него закладываются основы рассуждений. Это умение развивается, когда кроха что-то строит из кубиков, играет с необычными игрушками и рассказывает простые истории.  

Спрашивайте ребенка. Когда малыш начнет разговаривать, можно развивать у него мышление, задавая вопросы вроде: «Что дальше?» или «Домик упадет, если поставить сверху еще один кубик?». Выслушав ответ крохи, скажите: «Хорошо, а теперь давай проверим!». Не следует просто подсказывать малышу правильный ответ или подтверждать, что он рассуждает верно.

Дайте ребенку возможность исследовать визуальную, пространственную и звуковую информацию. Этому способствуют игрушки, издающие звуки, и всевозможные конструкторы, детали которых можно соединять разными способами. Выбирая игрушку, подумайте, что можно делать с ее частями, каким образом и как долго малыш будет играть с ней, чему с ее помощью научится. В интересную вещь  можно играть по-разному, маленький исследователь не сразу обнаружит все способы и будет возвращаться к ней снова и снова. Такие занятия способствуют развитию пространственного мышления.

Помогите ребенку приобрести обширный словарный запас. Только имейте в виду, что вы не достигните этой цели, если будете перечислять изображенное на картинке, показывать обучающие карточки или просто «бросать» в малыша словами. Кроха должен познакомиться не только с новыми словами, но и с предметами и понятиями, которые эти слова обозначают. Он должен осознать, как они связаны с другими предметами и понятиями. Кроме слов, называющих предметы (существительные), неотъемлемой частью повседневной игры должны быть слова, обозначающие свойства (форму, размер, цвет), степени сравнения (большой, больше, самый большой) и действия (глаголы). Это поможет ребенку накопить запас воспоминаний, связанных с собственным опытом.