В формировании звуков, которые мы произносим, принимают активное участие язык и губы, гортань, зубы, десны, мягкое и твердое небо. Все эти органы в совокупности представляют собой артикуляционный аппарат, на развитие и укрепление мышц которого и направлены упражнения артикуляционной гимнастики. Она будет эффективна, если заниматься с малышом регулярно, 3-4 раза в день по 5 минут. Не менее важно создать на занятии добрую и непринужденную атмосферу. Лучший способом добиться этого — проводить уроки развития речи в форме веселой игры, эмоционально комментируя все происходящее, чтобы кроха  видел в вас партнера, а не строгого преподавателя.

Для малышей от 1 года до 2 лет

Игра «Разговор птиц»

Цель: развитие активной речи — самостоятельное употребление ребенком в речи звукоподражаний ко-ко-ко, ку-ку, кря-кря, ку-ка-ре-ку, чик-чирик.

Вам понадобится: игрушки — курочка, петушок, утка и другие птицы.

Правила игры: предложите малышу поиграть в птичек.

Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «Ко-ко-ко», — говорит курочка. «Ку-ку! ку-ку!» — кричит кукушка. «Кря-кря-кря!» — крякает утка. «Ку-ка-ре-ку!» — заливается петушок. «Чик-чирик», — чирикает воробышек. Вот и поговорили!

Побуждайте ребенка повторять за вами разговор птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы малыш произносил их на одном выдохе, не добирал во время произнесения воздух.

Аналогичным образом можно провести игру «На ферме», во время которой вы попросите ребенка подражать домашним животным, произнося «гав-гав», «хрю-хрю» и т.д.

Для малышей от 2 до 3 лет

Игра «Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного выдоха ртом; акти­визация губных мышц.

Вам понадобится: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Правила игры: перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висе­ли на уровне лица стоящего ребенка.

Мама показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. «Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать (подуйте на бабочек). Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?»

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Следите, чтобы ребенок стоял прямо, не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не на­дувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.