С какого возраста ребенку следует посещать детский сад? Мнения родителей здесь кардинально расходятся. Одни стремятся отправить туда ненаглядное чадо как можно раньше. Маме хочется иметь больше времени для себя или быстрее выйти на работу. Да и крохе в обществе себе подобных будет веселее, рассуждают взрослые. Другие — никак не найдут в себе силы расстаться с малюткой и отдают его в детское учреждение практически накануне школы. По мнению же психологов, оптимальным возрастом для начала «новой жизни» являются 3,8–4 года. «Это связано с периодом завершения у ребенка кризиса трех лет, — говорит Александрина Григорьева, клинический психолог, кандидат психологических наук, руководитель Центра нейропсихологической коррекции “Ох, уж эти детки!”. — К этому времени у малыша уже сформировались основы самостоятельности, он пережил эмоционально сложный для родителей период капризов, истерик и отстаивания себя. И теперь кроха «САМ» вполне может перейти на новый этап развития, где присутствие мамы уже не столь необходимо. До этого малыш еще крайне уязвим, условием его благополучия является эмоциональная близость с мамой. До трех лет закладывается фундамент базисного доверия к миру, основанного на трепетном участливом присутствии самого родного человека. Если мама рядом и может решить все насущные потребности, то миру можно доверять». Именно поэтому ребенку до 3-4 лет быть рядом с мамой гораздо важнее, чем идти в детский сад. В этом возрасте мама и малыш составляют как бы единое целое — «Мы», и лишь после преодоления кризиса появляется «я» крохи и его внутренняя готовность к самостоятельным проявлениям. Но даже если время для похода в сад выбрано правильно, без подготовки малышу будет сложно адаптироваться к новым условиям.

Детский сад: как подготовить ребенка

Сад для ребенка представляет первичный социум со всеми вытекающими ожиданиями, правилами и требованиями. Чтобы без проблем адаптироваться в нем, у малыша должен быть сформирован ряд важных навыков. Прежде всего, он должен уметь: ходить на горшок, общаться с окружающими (в частности, обращаться к другим за помощью), самостоятельно есть, пользовать столовыми приборами, одеваться без посторонней помощи, самостоятельно засыпать.

Однако обладают такими, по сути, простейшими бытовым навыками к 3-4 годам далеко не все дети. И виноваты в этом именно родители, которые лишают малыша возможности проявить хоть толику самостоятельности. Маме всегда кажется, что кроха непременно перепачкается, сам орудуя ложкой, будет слишком медленно собираться, одеваясь самостоятельно. И уж, конечно, обмочится и простудится, если снять памперс, в надежде приучить чадо к горшку. «В итоге важные навыки, закладывающие основы самоконтроля, саморегуляции и ответственности формируются у ребенка с запозданием, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому, собираясь отдать малыша в сад, заранее отучите его от соски, а уж тем более груди (если естественное вскармливание все еще сохраняется). Также стоит избавиться от такой вредной привычки, как принятие пищи под аккомпанемент телевизора. Важно, чтобы малыш ел самостоятельно, без искусственной фиксации на зрительных стимулах, выполняющих роль саморегуляции для крохи, подменяя таким образом его собственные терпение и волю».

Чтобы детский сад не стал неожиданным стрессом для ребенка, в корне меняющим жизненный уклад, важно подготовить его к этому событию и психологически.

Примерно за полгода до предполагаемого поступления в сад следует:

* Наладить распорядок дня: приучить малыша рано ложиться спать и рано вставать, отдыхать днем, соблюдать режим прогулок и кормлений.

* Оставлять кроху с родственниками или друзьями на строго фиксированное время, чтобы он привыкал некоторое время быть без мамы.

* Начать посещать кружки и секции, чтобы малыш привыкал находиться в детском коллективе. Ему будет легче преодолевать трудности коммуникации в сопровождении мамы.

«Для тревожных детей нужно заранее придумать какой-нибудь ритуал расставания, — говорит Александрина Григорьева. — Например, можно нарисовать на ручке малыша маленькую картинку (зверька, героя сказки, мультфильма и т.п.) и сказать, что он побудет с крохой, пока мама будет отсутствовать».

Детский сад: как подготовиться родителям

Поступление ребенка в детский сад подчас больший стресс и для мамы. Предстоящую разлуку особенно болезненно воспринимают женщины с так называемым отсроченным переживанием материнства, к которым чувство «я — мама» пришло в силу разных причин позже, чем к другим. Женщина еще не успела насладиться своим переживанием в полной мере, отпускать дитя в «мир» ей тревожно и страшно. «Трудно дается отделение от малыша и тем, кто испытал проблемы с зачатием, рождением или здоровьем крохи в ранний период, — говорит Александрина Григорьева. — Понятно, что такой маме отдать драгоценное чадо в чужие руки, доверить его незнакомому человеку непросто. Но определенную тревогу и волнение накануне нового этапа жизни испытывают и обычные мамы. Что, впрочем, вполне естественно. Их беспокоит, насколько безопасно и комфортно будет крохе в новой обстановке. Как будет относиться к нему воспитатель, найдет ли малыш общий язык с другими детьми. Основательная подготовка ребенка к детскому саду, начатая минимум за шесть месяцев, сформированные ритуалы расставания и встречи помогут преодолеть внутреннюю тревогу и родителям».

Чтобы облегчить эмоциональное напряжение в переходный период, постарайтесь также заранее познакомиться с будущими воспитателями и условиями, в которых будет находиться в детском саду ребенок.

Прислушайтесь к нашим советам, и процесс адаптации к детскому саду пройдет легко и для малыша, и для вас.