Слухотерапию разработал в 2001 году известный французский исследователь, врач-отоларинголог Альфред Томатис, чтобы применять у своих пациентов для развития слуховой чувствительности и восприятия, а также для активного становления речи. Его метод тут же взяли на вооружение детские психологи. Они заметили, что малыши, с которыми занимались по этой методике, подрастая, не сталкиваются в школе с особыми проблемами. Легко учатся читать, писать под диктовку, успешно овладевают иностранными языками. Детишки коммуникабельны, усидчивы, любознательны, у них хорошая память.

«В этом нет ничего удивительного, ведь метод Томатиса стимулирует развитие речи, — говорит Александрина Григорьева, клинический психолог, кандидат психологических наук, руководитель Центра нейропсихологической коррекции “Ох, уж эти детки!”. — Речь напрямую зависит от слухового восприятия. Наш голос может воспроизводить только то, что слышит ухо — это один из законов, сформулированных французским ученым. Поэтому, воздействуя на слух малыша, мы имеем возможность развивать и его речь, которая в свою очередь напрямую связана с развитием мышления. Совершенствуя способность ребенка выражать свои мысли с помощью языка, мы повышаем его обучаемость в целом, а также коммуникабельность. Ведь речь — это основной способ общения между людьми».

Слухотерапия для коррекции нарушений развития у детей

Используют метод Томатиса и для коррекции нарушений психического и речевого развития у детей, например, дизартрии, дислалии, дислексии, заикания, а также неврозоподобных состояний, например, тиков, энуреза. Но особенно хорошо зарекомендовала себя методика для лечения аутизма, синдрома нарушения внимания и гиперактивности. «Малыши с такой патологией обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат, — говорит Оксана Афанасьева, логопед-дефектолог Детской клиники МЕДСИ. — Их может раздражать малейший шум, при этом сами они кричат очень громко. Слуховой аппарат таких детишек в то же время обладает способностью защищаться от звуков: понижается напряжение мышц среднего уха, расслабляется барабанная перепонка, в результате малыш отгораживается от слушания и восприятия. Проблемы слухового внимания гиперактивные дети компенсируют повышенной двигательной активностью. После занятий с малышами по методу Томатиса их реакции меняются: они учатся слушать себя иначе и не испытывают потребности кричать или хаотично двигаться».

Как проходит сеанс слухотерапии

На занятии по методу доктора Томатиса используется специальный прибор, так называемое электронное ухо. «Это приспособление воспроизводит особый контрастный звук, воздействующий на слуховой аппарат, слуховой анализатор и соответствующую зону мозга, — говорит Александрина Григорьева. — В результате улучшается способность воспринимать те звуки, которые раньше ухо не распознавало. Метод Томатиса — своеобразный тренажер, благодаря которому «накачиваются» не только микромышцы стремечка и молоточка (органы слухового аппарата), обеспечивающие передачу звукового импульса на барабанную перепонку, но и развиваются нервные пути, по которым звук передается в мозг». Вот как выглядит сеанс слухотерапии на практике. Пациент надевает наушники со специальным вибратором и прослушивает звуковой материал. Для ребенка это может быть записанный голос матери, обработанный таким образом, чтобы малыш слышал его так, как делал это еще в утробе. Также предлагается работа с собственным голосом, который проходит через особые фильтры. Ребенок говорит в микрофон и слушает себя. Это помогает развивать контроль над своей речью.

По словам Александрины Григорьевой, перед тем как приступить к терапии, рекомендуется пройти аудиотестирование. По результатам теста врач составляет индивидуальную программу: подбирает звуковой материал, частоту звука, скорость электронных переключений, длительность воздействия. В зависимости от того, какое ухо ведущее — правое или левое, выбирается, к какому уху звук будет подаваться более интенсивно.

Метод Томатиса может иметь и неприятные побочные эффекты. Ведь слухотерапия — значительная нагрузка на мозг ребенка. Это могут быть повышенная возбудимость, ухудшение сна, головные боли. Поэтому проводить занятия желательно под контролем специалиста.

Слухотерапия дома

Для классического сеанса слухотерапии, как мы уже писали, требуется специальный прибор, разработанный доктором Томатисом. Но приемы этого метода можно использовать и самостоятельно. Как утверждает исследователь, питают наш мозг и снимают мышечное напряжение высокочастотные звуки. Они продолжают свое благоприятное воздействие даже после того, как отзвучат. Опытным путем доктор выяснил, что самыми полезными для нашего уха являются звуки с частотой 5000–8000 Гц. Подбирая музыкальный материал для своих сеансов, Томатис обнаружил, что в наибольшей степени такие целебные звуки содержатся в произведениях Моцарта, а также григорианском пении. Эту музыку он и рекомендует для прослушивания во время сеанса. А вот угнетающие действуют на организм низкочастотные бьющие звуки в рок-музыке, а также звуки дорожного движения, аэропортов, промышленных предприятий. Поэтому постарайтесь, чтобы ребенок пореже имел с ними дело.

Слухотерапией можно заниматься с малышами с двухлетнего возраста.

- Найдите подходящую музыку (произведения Моцарта или григорианские песнопения). Важно, чтобы произведение нравилось ребенку. Тогда и заниматься он будет с удовольствием.

- Внимание ребенка в возрасте 3—4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1,5—2,5 минут, а с небольшими перерывами — в течение 5—7 минут. Детишки постарше могут слушать их более длительное время. Музыка не должна звучать громко. Слушать ее нужно сидя.

- Выбирайте для занятий удобное время в течение дня, когда ребенок не возбужден и хорошо себя чувствует. Лучше всего — после завтрака или дневного сна.

Занимайтесь слухотерапией с ребенком регулярно, чтобы стимулировать активное развитие его речи и мышления.