Как научить ребенка читать — этот вопрос занимает, наверно, всех родителей. Но вот малыш умеет складывать буквы в слоги и слова, слова в предложения. Может разобрать простенький текст, ответить на вопросы, даже произнести его, соблюдая интонации знаков препинания. И на этом взрослые порой останавливаются, считая: все, научился, теперь пусть читает. А он не читает… Или читает, но не те книги, которые хотелось бы родителям. Или только заданное в школе, да и то после долгих уговоров, упреков и скандалов.

На мой взгляд, это происходит потому, что складывание букв, то есть усвоенный и отточенный механизм чтения, еще не есть само чтение. Это только один из шагов к тому, чтобы книга стала частью жизни ребенка. И только пройдя их все, можно говорить, что ребенок действительно научился читать.

Путь этот непростой. Сегодня я расскажу об одной из его составляющих — понимании, для чего можно читать. В каких случаях и зачем ребенок, да и мы, взрослые, обращаемся к книге, и к какой? Таких ситуаций целый перечень, и важно, чтобы ребенок узнал их и научился разделять или сочетать.

Книга как досуг и друг

Сказки на ночь, истории на отдыхе или в транспорте, приключения в перерывах между уроками и лекциями… Все это очень разные книги по сюжетам и литературному качеству: романы, путешествия, детективы, комедии, драмы, классические и современные, философские и ширпотреб, смешные и грустные… Очень важно, чтобы ребенок узнал, что книги бывают разные, их можно просто листать или перечитывать, читать с разных сторон, бросать на полпути, если надоело или не понравилось, про них можно взахлеб рассказывать или молчать, их можно любить и ненавидеть, смеяться с ними и плакать, хранить и забывать или выбрасывать…

Книга как удовольствие

От хитросплетений сюжета и интриги, или точно выписанных персонажей и их характеров, или литературных достоинств, красоты языка. Получать это удовольствие ребенка, конечно, надо учить, показывая ему те места в книгах, которые доставляют удовольствие вам самим.

Книга как эмоциональный опыт

Читая, мы погружаемся в мир эмоций и чувств, в любовь, нежность, доверие, предательство, ненависть и т.д. Мы узнаем, что и как чувствовали герои в определенных ситуациях, как они проживали свои чувства, как справлялись с ними. И сравниваем и соотносим это со своей жизнью: а если бы в моей жизни случилось такое, что бы чувствовал я?

Книга как источник знаний о мире

Это, конечно, в первую очередь, литература научно-популярная, научная, образовательная, энциклопедии, словари, справочники и т.п. То есть все то, к чему мы обращаемся, когда хотим получить некую информацию. Сегодня именно этот пласт литературы легко заменить интернет-ресурсами, где информации часто больше, она лучше и четче структурирована, ее проще искать, она более разнообразна. Дети чувствуют себя в поисковиках как рыба в воде. Однако их обязательно надо учить фильтровать полученную в интернете информацию: отличать желтые газетные утки от правды, сенсации от серьезных исследований. Да и просто, заходя за конкретной информацией, не расплываться и не зависать на параллельных «завлекушках».

Книга как подтверждение интереса

Интересуясь чем-то, мы читаем об этом, черпая в книгах информацию, расширяя свои знания, находя подсказки, узнавая, что об этом предмете думает кто-то другой. Здесь важно, чтобы ребенок не заменял книгами жизненные реалии. Ребенку важно подсказать, как и где можно найти применение и воплощение его интересов: например, не только читать книги о животных, но пойти в студию юннатов, участвовать в биологических конкурсах и олимпиадах, стать членом волонтерской команды «зеленых» и т.д.

Книга как способ общения, диалог, диспут

Тут есть два направления. В первом случае книга сама становится собеседником, с которым читатель может поспорить или согласиться, — это внутренний диалог по поводу прочитанного. Во втором — книга становится темой для обсуждения с каким-то другим человеком. Например, родители могут предложить ребенку прочитать книгу, чтобы обсудить показавшийся им важным вопрос. Книга в этом случае становится отправной точкой для диалога. Конечно, этот диалог возможен в случае искренней заинтересованности сторон во мнении друг друга, и вряд ли состоится, если взрослые используют литературный текст как основу для пустых нравоучений и морализаторства.

Когда на занятиях я спрашиваю детей, зачем они читают, обычно ничего, кроме «чтобы что-то узнать», они сказать не могут. И замечательно, если мы, взрослые, сможем рассказать им без нотаций и нравоучений, искренне и заинтересованно, что у каждой книги может быть свое предназначение. Что можно прийти в магазин или библиотеку, порыться на полках, полистать страницы, посмотреть картинки и выбрать приглянувшуюся. И что иногда все мы ошибаемся и берем книгу, которая оказывается скучной. И тогда ее можно не дочитывать до конца, а отложить и приняться за другую. А понравившуюся, наоборот, читать и перечитывать, снова и снова возвращаясь к каким-то страницам или эпизодам, описаниям или диалогам. Или, прочитав что-то, говорить потом даже не о самой книге, а вспомнить какие-то события из своей жизни: «Вот как-то и у меня было так же…».

Наверное, для этого нам самим надо преодолеть оставшиеся со школы «надо» и «как правильно», перестать относиться к книгам как к непременной «обязаловке», а увидеть в них друзей и собеседников.