Будучи детским психологом, я хорошо понимаю: дошкольникам бывает трудно усидеть на месте. Даже слушая интересную сказку, они елозят, прыгают, машут руками, срываются с места. Родителей это огорчает и даже сердит. Между тем, такое поведение не только абсолютно нормально, но даже закономерно. Активное движение помогает малышу усваивать информацию. А знания, полученные походя, держатся в нашей памяти крепче, чем те, что мы впихивали туда специально.

Поэтому, вместо того чтобы усаживать малыша за парту перед книжкой, почему бы не попрыгать, не побегать и не повеселиться… Параллельно ребенок без труда запомнит все то, чему вы так хотели его научить!

Конечно, это не значит, что теперь вы будете заниматься с малышом только так. Даже самых активных и гиперактивных детей надо приучать понемножку сидеть спокойно, рисовать, внимательно слушать. Но проблема заключается в том, что, вынужденные тратить все силы на это «спокойствие», они уже не способны адекватно воспринимать информацию и что-то запоминать. Поэтому для начала постарайтесь разделить для малыша две задачи: или он сидит спокойно и, например, рисует (в первые несколько раз — не больше 3-5 минут, каждую неделю прибавляя по минуте), или уже учится и узнает что-то новое. И только тогда, когда ваш ребенок сможет спокойно провести за письменным столом минут 10, начинайте за столом же, а не вприпрыжку, понемногу давать ему новую информацию в максимально интересном для него виде.

Конечно, «уроки вприпрыжку» потребуют от вас и фантазии, и немного большей подготовки, чем просто заучивание материала с книжками и тетрадками. Но так вы можете быть уверены, что малышу всегда будет интересно учиться!

Почему занятия по типу школьных не подходят дошкольникам

На мой взгляд, много сложностей с обучением возникает в тех семьях, где взрослые, занимаясь с дошкольниками, ориентируются не на законы их психофизиологического развития, а на свои учебные привычки. То есть обучают детей так, как учат их в школе. Вот тут-то и начинаются проблемы. Ведь ребенок 2-3-5 лет и ребенок 7-8 лет — существа абсолютно разные. По степени развития мозга и объему сознания, по способности к произвольной деятельности (когда надо что-то выполнять, потому что надо, а не потому что самому хочется и интересно) и к концентрации внимания.

Ребенок трех лет в норме держит произвольное внимание лишь 5-7 минут. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать малыша за неусидчивость, если он не хочет больше пяти минут подряд рисовать, лепить, смотреть книжку или делать еще что-то, что было предложено ему взрослым. Об усидчивости будет свидетельствовать (и судить о ней надо именно по этому показателю), время, которое малыш занимается тем, что увлекло его самого, что было самим им выбрано.

Например, трехлетка может целый час увлеченно гонять машинки по квартире, устраивая аварии, — этот ребенок вырастет очень усидчивым и внимательным. Если только его не испортят взрослые. При этом тот же самый кроха скатает из принесенного бабушкой пластилина пару колбасок и умчится.

Именно поэтому все занятия для малышей строятся по принципу непрерывной смены деятельности, иначе малышу станет скучно и толку никакого не будет.

Еще одно серьезное отличие, уже физиологическое, а не только психическое: дошкольники не могут долго сидеть на одном месте. Конечно, встречаются малоподвижные дети, но чаще всего их «спокойствие» сопровождается «нехорошими» диагнозами, типа гипотонуса, ПЭП, ММД, порока сердца. Нервная система ребенка еще до конца не сформирована, слабо развита функция расслабления, поэтому через каждые десять минут ему надо попрыгать, побегать, потанцевать — в общем, подвигаться, чтобы сбросить излишнее напряжение.

Напряжение копится, когда мама или неграмотный педагог заставляют малыша долго сидеть на одном месте, «не вертеться», «не дрыгать ногами» и т.п. В результате оно закрепляется в мышечной структуре детского организма, что приводит к нарушениям осанки и психосоматическим заболеваниям.

Так что, если решили заниматься с малышом, обязательно устраивайте через каждые 10-15 минут активные переменки, иначе никакие знания не пойдут ему на пользу!

И наконец, в отличие от школьников малыши практически не умеют пользоваться долговременной памятью. Наверное, все мамы замечали, что ребенок трех-четырех лет не может вспомнить, как отмечали его прошлый день рождения, куда он ездил отдыхать прошлым летом. Если, конечно, не повторять эту информацию практически постоянно. То же происходит, например, и с иностранным языком. Из десятка прекрасно выученных слов через месяц кроха не повторит ни одного, если вы прервете занятия. Ведь его мышление и восприятие пока еще не абстрактны, а предметны: он хорошо делает только то, что делает постоянно, и знания, которым нет применения в повседневной жизни, уходят «из обращения».

Как организовать урок вприпрыжку: примеры игр с малышом

Прыгаем по… Прыгать можно по чему угодно — буквам, цифрам, цветным табличкам… Суть одна: вы берете листы бумаги или картона (чем плотнее бумага, тем дольше будут существовать ваши пособия), пишите или рисуете на них нужный символ. Крупно, ярко, жирно. Если это буквы, то буква должна занимать почти весь лист. Если это цвет — закрашивайте весь лист нужной краской. Затем выкладываете из них дорожку на полу. Берете малыша за обе ручки, чтобы руководить скоростью его движений. И предлагаете ему прыгать (если он еще не умеет это делать, переносите за руки) с картинки на картинку, громко и внятно называя то, что там изображено.

Салки-обучалки. Прекрасно подходит для нескольких детей, хотя можно играть в эти салки-обучалки и просто вместе с мамой. Вам опять же понадобятся карточки с тем материалом, который вы хотите выучить. Они должны быть размером с тетрадный лист, по две на каждый «предмет» (цифру, букву), если детишек много. Пара карточек прикрепляется к спине и груди ребенка обычными скрепками или английскими булавками. Прикрепляя, называйте каждому участнику его «имя». Например: «Ты, Петя, у нас буква А, а ты, Зоя, буква О». Затем дети разбегаются по комнате. (В теплое время года можно договориться с парой мам и играть на детской площадке. И весело, и сколько пользы!) Теперь вы командуете: «Ловим букву А! Кто у нас буква А? Это ты, Петя? Значит, ловим Петину букву!». Поймавший Петю называет его букву и обводит ее изображение пальцем. После этого можете начинать ловить следующую букву.

Имейте в виду, что даже если детишек много, например, вы затеяли игру в группе детского сада, все равно не надо давать больше пяти элементов на игру. Пусть лучше будет несколько детей с одинаковыми табличками.

У кого это есть? А вот эта игра прекрасно подходит для домашних занятий мамы с малышом. Вам опять понадобятся карточки. Хотя если, например, вы изучаете цифры, то к карточке можно прибавить и количественный материал (ракушки, палочки). Теперь карточки крепятся к плюшевым игрушкам (или машинкам, если у вас мальчик). И вы предлагаете малышу найти того зверя, у которого на груди нужная картинка. Конечно, не забудьте рассадить игрушки по всем углам комнаты, на разной высоте, чтобы за одним надо было под стулом пролезть, а до другого допрыгнуть.

Угадай, кого я спрятала? Здесь кроме карточек вам понадобится моток бечевки или просто клубок толстых ниток. Один конец бечевки, метра 3-4 длиной, крепится к игрушке. Другой — к карточке. Игрушку вы прячете, например, за дверцу шкафа или в ящик, а кончик бечевки с карточкой выпускаете из него. Остальные «пронумерованные» машинки (мишки, куклы) тоже расставляются по комнате. После этого вы зовете кроху и предлагаете ему найти зверя, который спрятан под номером 3. Малыш должен отыскать цифру «3» и затем, смотав бечевку, достать игрушку.

Найди вокруг. Эта игра подходит при изучении цвета, геометрических форм, размеров. Вы предлагаете малышу внимательно посмотреть на образец, например круг. И потом найти в квартире все то, что имеет такую же форму. Когда он нашел заданное, вы показываете ему следующий образец. Скажем, синюю маечку, и просите найти все синего цвета. Конечно, в качестве образца следует выбирать что-то очень типичное (майка с синим фоном, на котором много разноцветных кружочков или клеточек не подойдет — малыш запутается). И второе условие: позаботьтесь о том, чтобы вокруг крохи было много требуемых объектов. Для игр подобного рода очень хорош большой мяч с ручкой, на котором кроха сможет прыгать по всей квартире. Заодно у него будет отличная разминка, и энергии лишней не скопится!

Добеги и сравни. Благодаря этой игре мы с сыном очень быстро выучили все цифры и научились считать. В одной комнате были разложены карточки с цифрами, под которыми стояло соответствующее количество точек (крупных, чтобы не нагружать крохе зрение и чтобы он не сбивался), во второй на диване сидела я с количественными карточками. Ребенок должен был подойти ко мне, взять карточку с семью точками, добежать до другой комнаты, сравнить количество точек и найти таким образом цифру «7». Внимание малыша на цифре заострять не надо: главное для него — это сравнение количества точек на карточках. Цифры в этом случае запоминаются сами собой, а ребенок еще и учится считать. Второй уровень сложности: взяв карточку, найти и принести те, на которых точек больше (меньше). Следующий уровень сложности: мама дает две карточки, в соседней комнате надо найти одну, количество точек на которой соответствовало бы сумме.

Очень важно не перегрузить кроху — моего хватало на три-четыре таких «сравнения» в день. Но, честно говоря, больше и не надо: через месяц трехлетка спокойно оперировал в пределах десятка.

Считай шаги и найдешь. Еще один вариант математических пряток. Учит считать и развивает пространственную ориентацию (потом будет легче отступать клеточки в тетради). Вы загадываете какой-то объект или прячете игрушку и говорите ребенку: «Чтобы найти это, ты должен пройти три шага вперед, два — направо и т.д.». Малыш идет и считает вслух. Если видите, что он не дошел или переборщили — корректируйте. Второй уровень сложности: поменяться ролями (только подстраивайте свои шаги под ноги малыша — дети обычно «меряют» расстояние перед тем, как давать задание). Для этой игры важно, чтобы мама обладала хорошим глазомером и верно определяла количество шагов.

Хотя, если вы оба обладаете хорошим чувством юмора, это бывает даже смешно, когда мама вдруг кричит: «Ой, я ошиблась, надо еще два шага прибавить!». Или: «Стой, стой, уже все, надо поворачивать, я лишнее посчитала».

Заодно малыш учится тому, что совершать ошибку — нормальное явление, и в этом нет ничего страшного.