Оказывается, послушание действительно бывает положительным и отрицательным. Первое — это способность ребенка выслушать точку зрения другого человека, его просьбу, пожелание, критику. Выслушать спокойно и либо согласиться, либо так же спокойно и обоснованно разъяснить свою позицию и найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны. Крайний случай — сделать по-своему, но быть готовым принять последствия, которые данный поступок или поведение может за собой повлечь.

Ребенок же, от которого требуют беспрекословного послушания, то есть безоговорочного исполнения родительских приказов, на это абсолютно неспособен. Более того, как правило, чуть почуяв свою силу или слабину «противника», он начинает пользоваться этим просто из чувства противоречия, часто во вред не только окружающим, но и самому себе.

Маленький флегматик

Оговорим сразу же тот вариант, когда ребенок просто в силу особенностей психики и характера не испытывает желания противоречить окружающим. Обычно такие дети тихие, вялые, плохо сходятся с другими людьми и мало играют со сверстниками. А в играх им всегда достаются второстепенные или вспомогательные роли. Они практически никогда и ни в чем не проявляют инициативы. Они неторопливы, частенько склонны к одиночеству. Делают то, что им велели, не потому, что согласны с тем, что это правильно, а потому что у них очень мало сил для противостояния внешнему миру.

Если ваш ребенок именно такой, постарайтесь развивать у него творческие способности, инициативность. И ни в коем случае не ругайте «рохлей». Да, из него вряд ли получится лидер, но ведь и прекрасных исполнителей на белом свете тоже не очень много, и в определенных ситуациях и на определенных местах они ценятся даже больше, чем пробивные и вечно отстаивающие собственную независимость коллеги. Просто помогите ребенку осознать и научиться использовать свои сильные стороны: такие дети нередко очень аккуратны, внимательны и точны в деталях, вежливы, заботливы. А еще им очень важны тихие похвалы и поддержка в мелочах, на которые для них надо делить большие цели: ведь вперед они способны продвигаться только маленькими шажочками…

Что мы нередко путаем с непослушанием

Стремление познать мир. Ребенок бесстрашно рвется ко всему новому и неизведанному — предметам, людям, территориям. В таких детях любопытство важно поддерживать, но при этом аккуратно вводить их в мир экспериментов и знакомить с техникой безопасности, ведь до 7-10 лет ребенку в силу нехватки опыта и несформированности мозга сложно выстраивать причинно-следственные связи…

Неумение дослушать до конца. И удержать в голове родительские наставления, если родители, общаясь с ребенком, не учитывают психофизиологические особенности его возраста, внимания и восприятия.

Лидерскую энергию. Детям важно давать возможность проявлять себя, свою инициативу и ошибаться. Учите их быть активными.

Потребность быть самим собой. Все люди разные, и то, что хорошо и удобно для родителей, далеко не всегда столь же прекрасно для ребенка. Он другой человек, живущий в другом мире. Эту инаковость важно замечать, отражать и поддерживать, ведь отрицая и запрещая или просто не замечая ее, вы не замечаете и отрицаете самого ребенка.

Если ваш ребенок идеально послушен

Задумайтесь, возможно, он боится быть плохим? Почему? Часто в основе излишней «положительности» малыша лежит страх потерять любовь близкого человека. Очень важно показывать ему свое полное приятие в любой ситуации. Можно оценивать поступки, но старайтесь избегать оценки личности.

Если вам что-то не нравится, попробуйте сказать: «Конечно, я тебя люблю, но то, что ты сейчас делаешь, мне неприятно». Или «Я понимаю, что ты можешь сейчас злиться, но мне обидно, когда ты меня обзываешь» и т.п.

Убеждайте ребенка, что любите его просто за то, что он есть, и не разлюбите, если он сделает что-то плохое. Ребенок должен знать, что он, как и все люди, имеет право на ошибки и отрицательные эмоции.

Учите ребенка адекватно выражать негативные чувства, проговаривать их. Направляйте выражение агрессии в конструктивные формы (предложите ребенку взять в спектакле отрицательную роль, нарисовать страшный рисунок, карикатуру, возможно, вам понравится идея пятиминутных подушечных боев и т.п.). Не бойтесь сами проявлять такие эмоции, как обида, гнев, раздражение, но делайте это без унижений, оскорблений, физических наказаний. Задача родителей — подсказать крохе, как можно выразить эмоции, не употребляя некрасивых слов и не размахивая кулаками.

Кстати, дети, испытывающие сложности с выражением эмоций, испытывают еще большие сложности с выражением положительных, а не отрицательных чувств. С «плохими» эмоциями им вроде бы все ясно: нельзя и все тут. А вот поделиться радостью, высказать одобрение или похвалу, проявить сочувствие, внимание, любовь — для них практически нереально. Повзрослев, такой ребенок будет испытывать огромные трудности и в межличностном общении, и в вопросах выбора спутника жизни, и на пути построения карьеры.