Первое, что нужно учесть родителям: все учителя разные. Откажитесь от стереотипов и шаблонов. И если у вас в начальной школе была прекрасная (или, наоборот, ужасная) учительница, это вовсе не значит, что и у ребенка будет такая же. Важно понимать и то, что, если эта преподавательница отлично находила общий язык с дочкой или сыном ваших соседей, еще не факт, что она автоматически найдет его и с вашим сорванцом. И, наконец, учтите, что «замечательный человек» может быть, а может и не быть замечательным педагогом. Поэтому, чтобы выстроить отношения с учительницей, надо налаживать их с ней именно как с учительницей, и именно вашего ребенка.

Для начала я предлагаю пообщаться с ней, расспросить, на что в процессе объяснения материала, опроса учеников, проверки выполненных заданий, общения на уроках и переменах она обращает внимание. Если есть возможность, неплохо поговорить об этом с мамами детей, учившихся у вашей учительницы в предыдущем выпуске, с завучем младших классов, другими преподавателями младшей школы. Конечно, чтобы такой разговор состоялся, вы должны быть открыты и искренне заинтересованы в том, чтобы узнать ее профессиональные требования и подход, а не пытаться ее осудить, «подловить», нащупать слабые точки для манипуляций. И учительница, и ребенок должны чувствовать, что вы готовы с уважением относиться к их взаимодействию!

Я бы, конечно весьма приблизительно, разделила учителей на такие группы.

«Вторая мама». Учительница-наседка, ей важно чувствовать свою активную вовлеченность во все многообразие жизни ребенка. Она не только учит читать-писать-считать, она искренне озабочена, с кем дружат ее ученики, чем они занимаются во внешкольное время, в какие кружки-секции ходят и каких успехов там добиваются. Она всегда замечает, у кого какое настроение и самочувствие, кто как ел за завтраком, у кого порвались носки или потерялся ластик. Она переживает, если ученик плохо спит из-за болезни младшей сестренки, расстроен из-за не подаренной на Рождество собаки и т.д. Она в курсе всего, обо всем заботится, за все переживает и про все хочет знать. Она будет рада, если вы или ребенок приходите к ней со всеми бедами и радостями. Но иногда это переходит в нарушение границ личного пространства семьи: как бы ни была прекрасна и заботлива «вторая мама», вам придется решить, куда вы готовы, а куда не хотите ее пускать. И, конечно, ребенок должен знать, что главная его мама — вы, и с личными бедами и радостями в первую очередь нужно идти именно к вам…

Воспитатель. Этой учительнице очень важны социальные и моральные аспекты поведения детей. Она будет заботиться о том, чтобы класс был дружным, правильно вел себя на переменах, чтобы дети знали, как быть вежливыми и внимательными друг к другу и к старшим. В то же время она будет особо требовательна к соблюдению правил дисциплины (поднимать руку, не вертеться, не выкрикивать, не болтать), к оформлению тетрадей, аккуратности учебных материалов и внешнего вида. То, что важны такие детали, детям часто даже в голову не приходит, и родителям надо найти способ подсказать ребенку, какие правила надо соблюдать в школе. Если ваш ребенок активный, яркий, много знает, но нетерпелив и непоседлив, без помощи родных ему будет трудно достичь взаимопонимания с учительницей-воспитателем.

«Передатчик» информации. Такая учительница приходит в класс, чтобы помочь детям освоить школьную программу. Она искренне убеждена, что воспитание — дело семьи, ее же задача — научить читать-писать-считать и добиться выполнения учебных норм. «Знаешь — пять, не знаешь — два, иди занимайся» — ее подход к обучению. Она не будет «входить в положение», ее раздражают просьбы дополнительно позаботиться о здоровье, самочувствии ребенка или его взаимоотношениях в классе. Она предпочитает спокойные, деловые, вежливые отношения, в которых мало личного. С такими учителями легко любознательным детям, но сложно тем, кому важно, чтобы с ними устанавливали некий очень личный контакт, могли пожалеть, приласкать и т.п.

«Пробудитель» интереса. Такие учителя — редкость и, скорее, встречаются в средней и старшей школе. Они горят своим делом и видят цель своих отношений с детьми в том, чтобы зажечь и их. Они, возможно, будут спокойны и корректны в отношении ребенка, у которого «нет способностей к этому предмету», но не потерпят лени и пренебрежения, а также полной инертности и отсутствия интереса к чему-либо. Чтобы помочь ребенку установить контакт с таким педагогом, помогите ему найти и показать точки пересечения его талантов и интересов с преподаваемым предметом.

Оценщик. Самое печальное, если вам попалась именно такая учительница. Ей, к сожалению, нет дела ни до предметов, ни до детей. Она отрабатывает положенные часы, отбывает уроки. Ей скучно, она часто раздражается и срывается на учащихся. В этом случае подскажите и помогите ребенку отработать школьную программу «от сих до сих», а интерес к учебе и познанию мира, его способности развивайте в других местах…

Конечно, в каждой «живой» учительнице можно найти черты разных типов. Поэтому родителям важно понять, как учитель расставляет приоритеты. Это поможет ребенку разобраться, что от него ждут в школе, за что ставят отметки.

Как выстроить отношения с учительницей родителям

Нередко бывает и так, что родителям самим сложно сохранить спокойствие в общении с учителями. Они словно снова становятся несмышлеными первоклассниками, готовыми на все что угодно, чтобы понравиться и получить хорошую отметку, только теперь не знаниям, а своему родительству. И оценки ребенка, его сложности или непонимание и неумение себя вести в той или иной ситуации, вполне нормальные для процесса развития и его возраста и опыта, словно становятся отметками родителей за «правильность» или «неправильность» его воспитания и семейных способов взаимодействия.

Как быть? Поверьте, вы лучшие мама и папа для своего ребенка. И он имеет право быть самим собой, иметь те таланты, которыми наградила его природа, и учиться справляться с тем, что окружающим может показаться его недостатками. Мнение учительницы, ее отметки — это всего лишь мнение, одно из множества возможных. Поэтому стоит не раз подумать, прежде чем ставить под сомнение «хорошесть» ребенка и вашей семейной системы ценностей в целом.

Чтобы ребенок был успешен не только в школе, но и в жизни, очень важно, чтобы он был уверен: что бы он ни сделал, вы, родители, на его стороне. Вы его любите и принимаете, поможете и поддержите. Да, могут быть поступки и проступки, которые вы осудите, которыми вы будете возмущены, но он ваш любимый ребенок и может прийти к вам с любой бедой.

Для этого будьте в процессе построения отношений со школой на стороне ребенка. Держите границу между личностями и сложностями, то есть в разговорах с учительницей обсуждайте не личные качества малыша, а проблемы (не «он неряха», а «что мы могли бы сделать, чтобы научить Даню быть более аккуратным при работе в тетрадях», не «она копуша», а «Катя делает многое медленно, но вдумчиво и тщательно, можно ли ей дописать изложение на перемене?» и т.п.).

Так и вы, и ребенок, и учительница не будете заниматься приклеиванием ярлыков. А через осознание и принятие сильных и слабых сторон первоклашки научите его максимально эффективно выстраивать обучение и взаимоотношения.