Если детей в интернете главным образом привлекают игры и мультики, то подростки сосредотачивают свое внимание на соцсетях и всевозможных чатах. Там они не просто болтают о всякой ерунде, как думают взрослые, но ищут понимание, возможность самовыражения и признания, а зачастую увлечения и любовь. Хотим мы того или нет, приходится признать, что с появлением интернета мир изменился, и наши дети живут совсем по-другому. Наши правила могут им помочь, но вряд ли станут панацеей от всех их бед.

Если для нас, взрослых, электронные устройства и компьютер — приспособления для работы или отдыха, подспорье, то для современных детей они личное пространство. Именно поэтому подростки столь рьяно защищают право на неприкосновенность собственных гаджетов. На мой взгляд, непонимание этого родителями, отсутствие деликатности и такта в разговоре о соцсетях наиболее часто становятся основной причиной конфликтов и, к сожалению, как раз и провоцируют беды детей в интернете, главные из которых кибербуллинг, порнография и безоговорочное доверие.

Кибербуллинг, или травля, — это планомерные и долговременные издевательства, унижающая критика человека другими участниками чата или сети. Его реплики высмеиваются, переиначиваются, в его адрес сыплются насмешки, его личность, его чувства и его действия комментируют самым нелестным образом. Иногда это начинается и довольно длительное время выглядит как безобидная игра, которую принимает и сама жертва, изображая эдакого шута и придурка, над которым можно насмехаться. Буллингом, как и в реальности, это становится тогда, когда оказывается, что никакого иного взаимодействия между осмеиваемым и остальными нет. И человек не может получить от партнеров по общению серьезного и уважительного отношения к себе. Отмечу, что буллинг в равной степени разрушителен как для жертвы, так и для ее преследователей. Их действия и чувства — одна медаль, поворачивающаяся разными сторонами: это ненависть, агрессия и стремление быть принятым и замеченным любой ценой.

Порнография обычно пугает родителей больше всего и кажется им самым распространенным «злом». Хотя, когда ребенок целенаправленно идет на порносайты, мотивы у него могут быть достаточно невинны: простое любопытство, желание убедиться в правильности полученной от сверстников информации или показаться им более осведомленным. Но в то же время, возможно, это и сигнал о чем-то неблагополучном. Тут следует разбираться более конкретно. В любом случае с ребенком надо поговорить, спокойно, тактично, аккуратно, ни в чем его не обвиняя и не подозревая. Кстати, предотвратить посещение ребенком подобных сайтов очень просто: достаточно установить на компьютер соответствующие фильтры, и можно быть уверенным, что ребенок случайно не окажется там, где не надо.

Безоговорочное доверие — как раз то, что встречается наиболее часто и оставляет самый тяжелый след в душе, а нередко и судьбе подростка. Сюда относятся и опасности общения с мошенниками, скрывающимися под никами сверстников, и распространение нежелательной информации, и выведывание данных о личности или благосостоянии для краж, продаж и прочих обманов. Недавно вместе с семиклассниками мы смотрели фильм «Доверие» — историю о 14-летней девочке, ставшей жертвой маньяка-педофила, находившего своих жертв в подростковых чатах. Обсуждая фильм, мы анализировали возможности героини остановиться и то, почему она ими не воспользовалась. А также старались понять, могло ли отношение родителей что-то в этой ситуации изменить. Как психологу мне кажется, что на примере конкретной истории говорить с подростками об опасностях соцсетей всегда проще, нагляднее, к тому же есть шанс избежать морализаторства, которое они на дух не переносят.

Правила безопасности в социальных сетях

К сожалению, быть всегда стопроцентно уверенными, что наших детей не подстережет в интернете никакая опасность, нельзя. Зато мы можем быть с ними в близких и доверительных отношениях, и значит, вовремя помочь справиться с любыми возникшими трудностями.

Для этого:

- Учите детей уважению к себе и ежедневно транслируйте его им сами. Поддерживайте в ребенке уверенность, что он хороший, правильный, уникальный. Ему не надо быть «самым-самым» — достаточно просто быть самим собой, следовать своим желаниям, испытывать свои чувства, набивать свои шишки и радоваться своим победам.

- Учите ребенка соблюдать границы и требовать этого же от окружающих. Он должен уметь говорить «нет», а это умение начинается с семьи, с мамы и папы. Нет ничего страшного в том, что ваше чадо отказалось есть суп, заниматься музыкой или носить подаренный свитер. Поверьте, именно такие и множество подобных мелочей формируют способность впоследствии сказать «нет» насилию, наркотикам, преступлениям и издевательствам.

- Ребенок должен быть уверен, что у вас есть твердые установки о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и вы не разрешите никому, какой бы силой человек ни обладал, применять это «плохо» по отношении к нему. При этом сделайте эти установки прозрачными и понятными ребенку! Не считайте, что он все понимает «сам собой» — семейные ценности стоит транслировать открыто.

Старайтесь как можно больше общаться с детьми! Как показывает мой опыт работы с подростками, они очень нуждаются в общении с родителями — искреннем, открытом, уважительном и заинтересованном. Они, правда, хотели бы видеть в нас не нудных надзирателей и говорящий календарь, а мудрых друзей и единомышленников.