Ассортимент игрушечных отделов в детских магазинах побуждает новоявленных родителей немедленно скупить для появившегося на свет малыша все самое яркое, броское и дорогое. Но не спешите так поступать. «В первые три недели жизни новорожденному какие-то специальные игрушки в принципе не нужны, — считает Татьяна Липатова, д. м. н., врач-педиатр НИИ имени И. Н. Пирогова. — Малыш только начинает знакомиться с окружающим миром: рассматривает лица родителей, учится фиксировать взгляд… Информации извне у него и так предостаточно, и излишне стимулировать его сенсорные системы абсолютно ни к чему. Это может стать причиной перевозбуждения ребенка».

Бесспорно, родители хотят, чтобы игрушки способствовали развитию ребенка. А для этого необходимо учитывать, какие функции формируются у малыша в том или ином возрасте. Какие игрушки могут быть интересны ребенку от рождения до года?

0-3 месяца

Начинают развиваться зрительное восприятие и слух. В первую очередь — зрительное слежение и рассматривание.

Лучшие игрушки — мобили и гирлянды, которые можно повесить на кроватку. «Большинство родителей стараются купить малышу яркие подвесные игрушки, — рассказывает Мария Траханова, психолог, педагог по раннему развитию детского центра “Мое солнышко”. — Однако дети месяцев до двух предпочитают изучать высококонтрастные узоры. Им будут полезнее игрушки с простым черно-белым геометрическим рисунком: они максимально стимулируют работу его зрительной системы.

Подвешивайте на мобиль полосатые черно-белые кубики, круги и призмы. К двум месяцам способность малыша воспринимать контраст разовьется до такой степени, что он сможет различать почти все цвета. Но самыми любимыми с 2 до 3 месяцев у малыша будут красные, желтые, зеленые игрушки.

Идеи для родителей. Хорошим тренажером для зрения станет схематичный человеческий портрет: кружок-лицо, в нем две точки — глаза, две черточки над ними — брови, дуга — улыбка. Ведь первое, что привлекает внимание малыша и вызывает у него любопытство, — лица мамы и папы. Нарисованную «мордочку» прикрепите на расстоянии 30 см от глаз крохи. Вот увидите, малыш будет внимательно разглядывать ее, когда рядом нет родителей.

С 3 до 6 месяцев

Ребенок совершает первые сознательные движения. Он пытается схватить и удержать игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, поворачивает, трясет, прислушивается к ее звукам.

Лучшие игрушки небольшие легкие погремушки, браслетики на руку, игрушки с различными фактурами. «Все вышеперечисленное помогает крохе закрепить способность хватать, — рассказывает Татьяна Липатова. — Ребенок многое изучает на ощупь. Так что чем разнообразнее будут материалы, из которых сделаны игрушки, тем лучше».

Идеи для родителей. Для стимуляции тактильных ощущений крохи в этот период подойдут тканевые игрушки с различными наполнителями. Такую не сложно сделать самому из детской перчатки. В каждый ее пальчик можно положить разные некрупные предметы: в один — бусины, в другой — шуршащий целлофан, в третий — пуговицы, в четвертый — капроновую веревку, в пятый — колпачки от фломастеров. Ладошку перчатки набейте ватой, игрушку зашейте у основания.

C 6 до 9 месяцев

Сейчас малыш учится координировать движения обеих рук: действовать ими одновременно, манипулировать несколькими предметами. Игрушки, которые позволят малышу развиваться в этом направлении, заложат у него и основы логического мышления.

Лучшие игрушки многофункциональные детские центры, в которые обычно входят зеркала, яркие движущиеся фигурки, музыкальные блоки, разнообразные пирамидки, вкладывающиеся друг в друга стаканчики, матрешки. «К концу 8 месяца обратите внимание на игрушки, занимаясь с которыми кроха будет задействовать пальчики, — дополняет Мария Траханова. — Восьмой-девятый месяц — это период предречевого развития. А, как известно, формирование речи тесно связано с мелкой моторикой. Чтобы ее совершенствовать, предложите крохе игрушку с кнопками или крутящимися шариками».

Идеи для родителей. Детям в этом возрасте очень нравится возиться с разнообразными застежками: пуговицами, кнопками, молниями, шнуровками. Подобные игрушки легко сделать самому. Нашейте на наволочку молнии, ненужные части от одежды с застегивающимися пуговицами и кнопками, различные веревочки, пряжки. Оденьте ее на подушку и покажите малышу, как управляться с застежками, как завязывать бантик на шнурках или плести из них косички.

«Девятимесячным деткам очень нравится перекладывать предметы из одной емкости в другую, – говорит Мария Траханова. — Для этого вам могут пригодиться любые картонные коробки (из-под обуви, например) или небьющиеся банки с отвинчивающимися крышками. В них можно разложить небольшие погремушки или мячики. А под присмотром мамы и более мелкие предметы: орехи, пуговицы, макароны».

С 9 до 12 месяцев

Малыш уже неплохо управляет своим телом и способен совершать целенаправленные действия. Теперь ему нравится не просто что-то делать, но и видеть результат. Он часто копирует действия взрослых. Ему нравится экспериментировать — он начинает рвать бумагу, бросать игрушки и даже пытается их разбирать. И, конечно, нельзя забывать, что к концу года малыш, как правило, делает свои первые шаги.

Лучшие игрушки все то, что заставит ребенка проявить в занятиях терпение и настойчивость. Например, первый детский конструктор, пазлы. К 9 месяцам можно приобретать и то, что побудит ребенка сделать первый шаг: кукольные коляски, игрушки-каталки, машины, которые можно возить взад-вперед.

Ближе к концу года будут уместны игрушки для сюжетных игр. Например, наборы детской посуды или инструментов.

«Месяцам к 10-11 ребенок, как правило, определяется, с чем ему больше нравится заниматься, — дополняет Татьяна Липатова. — Одни будут с удовольствием играть с музыкальными инструментами, другие с кубиками, третьих привлекают куклы. Так что, выбирая очередную забаву, вы уже сможете отталкиваться от пристрастий вашего карапуза».

Идеи для родителей. Даже при обилии интересных, ярких игрушек многие дети предпочитают использовать для игры реальные предметы — все то, что он часто видит в руках у родителей. Не стоит этому препятствовать! «Например, можно посадить малыша на кухне на туристическую пенку и выдать набор небьющихся кухонных принадлежностей. Поверьте, ребенок надолго будет занят их изучением, — рассказывает Мария Траханова. — Подберите для игры предметы из разного материала, хорошо, если они будут отличаться по форме, размеру, цвету. Под вашим присмотром ребенок может пересыпать крупу или переливать воду из одного стакана в другой (это можно делать и с помощью ложки), строить башенки из губок для мытья посуды, вкладывать кастрюли друг в друга, сортировать предметы — ложки к ложкам, тарелки к тарелкам. Идей для игр с бытовыми предметами можно придумать предостаточно!»