Что движет родителями при выборе дополнительных занятий для ребенка?

Мотивация: ребенок этого хочет

Может варьироваться по «проявленности» от недоуменного «ну, может, вот это попробовать» до ярко выраженного интереса, когда ребенок без футбола (рисования, танцев) чуть ли не с пеленок буквально жизни себе не представляет.

Эта мотивация, сколь бы слабой она ни была, на мой взгляд детского психолога, самая правильная. Ведь именно искреннее желание что-то делать, поможет ребенку освоить избранную им «науку», подходить к предлагаемым заданиям творчески, найти свои слабые и сильные стороны, проявить себя на занятиях.

Отказываясь записывать ребенка в выбранный им кружок, родители часто ссылаются на то, что желания дочки или сына часто меняются: мол, походит пару месяцев и бросит.

Конечно, ожидать стойкого и осознанного интереса от ребенка лет до 10-12 можно далеко не всегда. Если только это не упомянутый уже выше случай, когда малыш каким-то занятием просто «бредит». В последнем случае речь будет идти не столько о выборе тематики занятий, сколько о подборе конкретного кружка или студии, педагога и коллектива, которые позволят ребенку максимально полно реализоваться.

При прочих обстоятельствах я бы советовала родителям не пускать дело на самотек. Жизненный опыт ребенка невелик, его представления о своих потенциальных возможностях еще только формируются. Поэтому важно подсказывать, на что обратить внимание. В этом отношении хорошее подспорье для родителей — Дни открытых дверей в больших детских центрах, где можно познакомиться с занятиями разных направлений, педагогами, посмотреть работы других детей.

Учитывая, что желание ребенка — вещь очень нестойкая, сразу договоритесь с ним, что, записавшись в кружок, первое полугодие он посещает его обязательно и только потом может отказаться, если «оказалось неинтересно».

Обо что чаще всего разбивается желание ребенка

*Необходимость трудиться и преодолевать сложности. Ребенку может казаться, что «интересно» — это только тогда, когда легко. Но, например, чтобы научиться играть в футбол, надо каждый день прыгать по 200-300 раз со скакалкой. А это и тяжело, и скучно… И, конечно, ребенок быстро может «сдуться» без родительской поддержки.

*Неподходящая педагогика. Важно, чтобы преподаватель и ребенок нашли общий язык, и родительская помощь тут не менее важна, чем в обычной школе.

*Отношения с другими детьми. Причем это касается не только тех, кто «внутри» студии или секции (надо помочь ребенку, особенно дошкольнику, познакомиться и подружиться), но и тех, кто «снаружи». Если в школьной или иной важной для ребенка компании его увлечение высмеивают, ему нужно много сил и независимости, чтобы продолжать им заниматься.

*Родительское невнимание и отрицательный пример. Когда родители не очень заботятся о том, чтобы:

1. Создать условия для занятий. Вовремя приобретать необходимые материалы, форму, обеспечивать ребенку возможность участия в соревнованиях, конкурсах, подсказать способы выполнения домашних заданий и т.д.

2. Регулярно откладывают и отменяют занятия ребенка из-за каких-то своих «важных» дел.

3. При внешнем согласии с выбором ребенка не поддерживают его внутренне. Постоянно подшучивают, иронизируют, подначивают или без конца подчеркивают, «как было бы хорошо, если бы вместо этой глупости ты бы занимался…».

Мотивация: ребенку это будет полезно

Обоснование гораздо более родительское, чем детское. Это те случаи, когда мы, взрослые, считаем, что некие занятия будут важны для развития, личностного роста ребенка.

Здесь, прежде всего, важно понимать, что ребенок имеет право с нами не соглашаться. И если он категорически против какого-то кружка, не нужно настаивать, ведь толку от занятий все равно будет мало. Лучше выслушайте его доводы «против» и найдите компромиссное решение.

Во-вторых, даже ориентируясь на нечто полезное, постарайтесь состыковать это с интересами ребенка. Скажем, стремясь укрепить физически девочку, которая грезит о балах и рыцарских турнирах, гораздо разумнее отдать ее на бальные танцы, чем на плавание или йогу.

И, наконец, помните, что дети часто отказываются пробовать что-то новое и неизвестное из осторожности. Помогите им заинтересоваться делом, которое кажется вам важным. Покажите ребенку на собственном примере, как и чем оно может быть интересно. Так, если вы решили, что ребенку для развития моторики, логики и абстрактного мышления неплохо бы заняться оригами, попросите его помочь вам разобраться с выложенными в интернете схемами, сложить простенькие фигурки, а только потом предложите сходить к тем людям, которые владеют этим искусством мастерски, чтобы складывать уже более сложные конструкции. И не оставляйте свой интерес, когда ребенок начнет заниматься в кружке! После каждого урока живо и искренне расспрашивайте, просите показать, как и что происходило.

Кстати, если само занятие не вызывает у вас особого энтузиазма, быть искренними вам поможет интерес непосредственно к ребенку. Ведь мы так редко позволяем себе внимательно наблюдать, как он растет, чему-то учится! И лишь когда он становится взрослым, вдруг с тоской понимаем, как много прекрасных мгновений его детства упустили.

Мотивация: ребенок должен это делать

По самым разным причинам. От «сегодня это должен знать / уметь каждый культурный человек» до «у меня в детстве возможности не было, так пусть хоть сын / дочь позанимается».

Этот вариант самый плохой: интересы ребенка, в отличие от предыдущих случаев, здесь совсем не учитываются. Из послушания, нежелания показаться плохим или идти на конфликт с родителями, малыш может записаться в такой кружок. Может честно «отхаживать» на занятия и даже добиваться неких успехов, но это никак не приблизит его к реализации своих желаний, возможности жить своей жизнью.