Первый вопрос, который я как детский психолог хотела бы задать родителям: зачем ваш ребенок участвует в конкурсе? Успешным вне зависимости от занятого места будет то выступление, в котором малыш получит возможность поделиться со зрителями и жюри своим интересом к тому, что он на конкурсе показывает. Если же ребенок выходит на сцену, чтобы просто покрасоваться, реализовать амбиции родителей или педагогов — для него это бессмысленно и даже вредно. Ведь так вы приучаете его заниматься не своим делом. И рано или поздно он ощутит пустоты своей жизни, каких бы внешних социальных успехов ни добился. А для реализации его талантов время будет упущено. И вряд ли он поблагодарит вас за это.

Записывая ребенка на тот или иной конкурс или состязание, учтите также, насколько он сам хочет соревноваться. Это желание у малыша зависит от интуитивного ощущения: сможет ли он справиться с предлагаемой задачей. Если ребенку кажется, что ему море по колено, смело записывайтесь на участие. А вот если при одной мысли о конкурсе ему становится не по себе, лучше повременить, сходить на выступление зрителями, найти способы повысить уверенность ребенка в собственных силах. И что еще очень важно!

Убедите ребенка, что вам важен он, а не победа в конкурсе

* Если малыш волнуется, сочувственно расспросите, что его тревожит. Не отмахивайтесь от его страхов, не считайте их пустыми. Пусть проживет их с вами, а не на сцене.

* Высказывайтесь положительно о его способностях, выбранном произведении, манере вести себя, внешнем виде.

* Не критикуйте других выступающих: так вы даете понять, как будете оценивать и его самого.

* Независимо от того, сколько ошибок и недочетов вы заметили в выступлении, в первые два дня говорите только о позитивных сторонах. Научитесь видеть их в своем ребенке!

* Ошибки разбирайте после того, как уляжется волнение. И начинайте их обсуждение с вопроса, над чем бы ребенок хотел поработать более внимательно к следующему разу.

* Оставьте преподавателям оценки жюри. Научитесь не судить ребенка, а просто обсуждать с ним, что он делает. Помните: похвала и критика («вот это было хорошо», «вот это было плохо») — две стороны одной медали. Это оценки!

Правильно обсудите с ребенком его выступление

Говорите о том, как он чувствовал себя во время выступления: это поможет и вам, и ему понять, о чем позаботиться в следующий раз, чтобы наилучшим образом показать себя и свои умения. Расспросите ребенка:

- какие чувства и мысли у него были по отношению к его номеру во время выступления, обсудите, что сделать, чтобы уйти от мыслей о возможных ошибках и недочетах;

- знал ли он, как выйти, представиться, поклониться перед началом выступления и в завершении его;

- как и чем ему помогали партнеры, замечал ли он их, знал ли, как с ними взаимодействовать и получилось ли это;

- видел и слушал ли он зал, какой ему показалась публика;

- как он воспринял свет, музыку, объявление своего номера;

- был ли ему удобен костюм, если нет, почему.

Если ребенок по условиям конкурса может выступать в любой одежде, заботьтесь не только о ее внешнем виде, но и о том, чтобы она была комфортна для маленького конкурсанта.

Ваша главная задача — научить ребенка понимать, что он чувствует, что делает и почему, а не вкладывать в его голову «правильные» или «неправильные» схемы выступления.

Если выступление оказалось не очень удачным

* Ни в коем случае не ругайте ребенка, не отталкивайте. Обнимите, поцелуйте, скажите, как сильно вы его любите, как вам нравится, что он занимается этим делом.

* Учтите: дети, которые хорохорятся и говорят, что «им наплевать», нуждаются в поддержке даже больше тех, кто плачет или открыто говорит, как расстроен.

* Слова «не повезло», «ты ни при чем», разговоры о том, что «все подстроено» или «тебя специально завалили» не могут быть ни утешением, ни поддержкой! Они приучают малыша искать причины во внешних обстоятельствах и самому не отвечать за результат. Если вы уверены, что «все куплено / распределено заранее» (к сожалению, такие конкурсы действительно бывают), от участия в таких мероприятиях лучше отказаться. Кстати, это относится не только к заведомо проигрышному участию, но и к выигрышному: дети к таким вещам очень чувствительны. Ребенку, привыкшему, что успех можно получать чужими руками, во много раз сложнее найти свое место в жизни, а собственного успеха ему все равно будет очень не хватать…

* Чтобы отвлечь ребенка от грустных мыслей, можно отметить «просто участие» походом в кафе, покупкой безделушки…

* Когда вы убедитесь, что ребенок справился с негативными эмоциями, проанализируйте причины неудачи и настройте его на грядущую победу. При анализе не сравнивайте его с другими и их выступлениями. Вместо этого сосредоточьтесь на безличном обсуждении возможных вариантов: «А что, если попробовать в следующий раз сделать вот так?», «Как тебе самому показалось, над чем стоит еще поработать?».

* При обсуждении старайтесь избегать разговоров об «улучшении», лучше говорите об «изменении».

Как справиться с волнением во время выступления?

Некоторые маленькие конкурсанты именно из-за него не могут достойно себя показать.

* Дайте ребенку крошечную вещь: кулончик, игрушку, камешек, который вы можете сделать талисманом удачного выступления, «наговорив» на нее вместе с сыном или дочкой слова любви, одобрения, уверенности. Эта частичка родительского тепла поможет малышу чувствовать его, даже если вас нет рядом.

* Научите ребенка выполнять простейшие дыхательные упражнения, сосредотачиваться на телесных ощущениях и расслабляться перед выходом на сцену. Помимо того что это поможет ему выровнять дыхание и избавиться от ненужных мышечных зажимов, концентрация на собственном теле — отличный способ отвлечься от ненужных переживаний.

Если ребенок не хочет участвовать в конкурсах

Нередко родители переживают, что их ребенок не такой амбициозный, яркий, как другие, не любит выставлять себя, свои умения и успехи напоказ: мол, эдак он ничего в жизни не достигнет, надо же за себя бороться!

Чаще всего это тревожит родителей, которые, как они считают сами, не достигли в жизни много из-за «скромности» (пусть хотя бы у ребенка будет другая жизнь!). Или, наоборот, чрезмерно ярких и довольно агрессивных: совершенно отличный от них по характеру ребенок словно не вписывается в их представление о «правильной» жизни.

Как можно помочь ребенку научиться свободно проявлять себя?

* Ребенок должен быть уверен, что правильно выбрал дело, которым занят. Именно поэтому дети, которые сами определили, чем заниматься, всегда успешнее в этой деятельности, чем те, кому выбор навязали. И даже природные таланты и склонности не играют при этом большой роли.

* Положительно оценивайте действия ребенка. Если родители обращают внимание только на ошибки, указывают «как лучше», а не разговаривают о том, «что есть», малыш приучается, что люди замечают в нем только плохое — а кому же хочется выставлять себя неумехой!

И самое главное — верьте в своего ребенка, его таланты и возможности. Тогда любой конкурс, любое соревнование независимо от занятого малышом места даст ему положительный опыт. Это и будет вашим выигрышем и главным достижением.