Настоятель шаолиньского монастыря Мяосин в начале ХХ века обобщил заповеди шаолиньского удэ (боевой морали) в документе «Пять запретов и семь вредоносных факторов». Правила происходят из буддизма и достаточно просты:

— сторонись нерадивости и лени;
— сторонись гордыни и похвальбы;
— сторонись вспыльчивости и суетливости;
— избегай перескакивать через установленные ступени;
— избегай чрезмерного увлечения вином и женщинами.

Вредоносные факторы таковы:   

— сексуальные связи вредят семени;
— вспышки гнева вредят ци;
— мучительные раздумья угнетают дух;
— зависть вредит сердцу;
— излишества в напитках вредят крови;
— ленивый образ жизни вредит мышцам;
— суетливость вредит костям.

Помимо запретов и вредоносных факторов, Мяосин в своей редакции шаолиньского удэ пишет об уважении к наставнику, обходительности и искренности в отношении собратьев, невозможности хвастаться техникой и обижать слабых. Ну и считает нелишним повторить еще раз: «Увлечение женщинами и мужеложеством неизбежно встретит гнев неба». Монахи беспрекословно соблюдают эти правила. Желательно, чтобы посвященные миряне (к которым отношусь и я) также их соблюдали.

Если пришел на занятия ушу не для того, чтобы просто руками и ногами помахать, а чтобы сделать это искусство образом жизни, нужно и упражнения выполнять особые, и правила соблюдать. Конечно, все мы люди. Раньше я дрался, хотя мог этого избежать. Проводил контактные тренировки с учениками и ломал носы, ребра, хотя и занимался вполсилы. Гордыня и похвальба тоже проскальзывали. В общем, до всего надо дойти, и теперь я держу себя в руках.

Шаолиньские заповеди — как родительское воспитание. Родители объясняют: веди себя хорошо, уважай старших. Но жизнь идет, человек меняется, и некоторые правила поведения, заложенные в детстве, стираются. Но в конечном счете ты оборачиваешься назад и обращаешься к моральным принципам, заложенным в тебя с детства. Рано или поздно оказывается, что родители по большей части были правы. 

То же и с правилами шаолиньского монаха. Большая часть его заповедей предостерегает от чрезмерного увлечения чем-либо, будь то негативные мысли или алкоголь. А самое лучшее для человека, как мне кажется, — умеренность и спокойствие. То есть что-то среднее между эмоциональностью и безразличием. Во-первых, это сделает тебя более здоровым — в Китае принято считать, что все болезни происходят от эмоций. Во-вторых, это освободит тебя. Просвещенный человек, соблюдающий все заповеди, не зависит ни от секса, ни от еды, ни от материальных ценностей.

Всего должно быть в меру. Это главное. Когда Будда общался с людьми, он произносил только то, что им было необходимо. Спрашивали у него, как пройти на рынок. Он говорил: «Рынок там». И ни слова о своем учении. Ничего лишнего.

Смотреть видео цигун

Видеозанятия «Китайская гимнастика» со Станиславом Рогачевымв фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».

Видеозанятия «Дыхательные практики» со Станиславом Рогачевым.