Недавно, занимаясь поиском информации в интернете, в очередной раз попал на сайт «Википедия» (для тех, кто не знает, — это огромная онлайн-энциклопедия, в которую каждый может написать статью о любом явлении). На главной странице сайта я увидел огромную «шапку», призывающую прочитать личное обращение основателя «Википедии» Джимми Уэйлза к пользователям. В обращении говорилось, что «Википедия» уже много лет радует всех своей открытостью, что каждый написавший статью меняет мир к лучшему и т. д. Удивила меня вторая половина обращения. Я знал, что «Википедия» — это некоммерческий проект. Но о том, что существует ежегодный сбор пожертвований для ее функционирования, узнал впервые. Об этом и попросил нас Джимми — внести свой посильный вклад в общее дело. Предлагались варианты: оплатить квитанцию в Сбербанке, отправить СМС, воспользоваться системой «Яндекс.Деньги» или платежными терминалами. Размер суммы определяется каждым самостоятельно.

В связи с этим мне вспомнился один случай, произошедший примерно два года назад. Дело было в метро в час пик, когда я ехал на работу. На одной из станций в вагон зашла старушка. Как только поезд тронулся, она пошла по вагону, собирая милостыню. Как обычно, пассажиры вели себя по-разному. Кто-то читал, кто-то спал (дело было в 9.30 утра), кто-то полез за кошельком. В числе последних был и я. Собрав несколько монет, я насчитал семь или восемь рублей. Когда бабушка подошла ко мне, я протянул монеты и тут же услышал от нее: «Ой, ну что это? Нет, я мелочь не беру». Деньги перекочевали обратно в мою руку, бабушка пошла дальше.

Если немного абстрагироваться от разницы в целях и масштабах пожертвований, ситуации можно считать похожими: есть люди, которым нужна помощь, и есть люди, способные эту помощь оказать. У бабушки будет удачное утро, а «Википедия» продолжит свою работу. Но, конечно же, люди совсем по-разному относятся к вопросу пожертвований. В ходе исследований было установлено, что примерно 13% опрошенных вообще никогда никому не подают и не жертвуют. Они считают, что подаяния просят те, кто просто не захотел найти другой заработок. И вообще, все бабушки, бездомные дети и инвалиды у метро — часть бизнес-структуры, цель которой заработать на человеческом горе и сострадании.

В остальные две группы — тех, кто подает редко, и тех, кто подает часто, — попало примерно равное количество человек. Однако около половины тех и других все равно считают, что из любой жизненной ситуации можно найти другой выход. В то же время и те и другие признают, что если речь идет об инвалиде или явном калеке, то подаяние — единственный способ помочь такому человеку.

Этот вопрос вызывает постоянные споры. В интернете есть целые сайты и форумы, на которых люди пытаются найти ответ на вопрос: подавать или не подавать? В качестве аргументов используются личный опыт, цитаты из Библии, примеры из литературы (в частности, рассказ Тургенева «Милостыня»). Как говорится, истина где-то рядом.

Наверняка кто-то из нас входит в те самые 13%, а кто-то — в одну из оставшихся двух групп. В любом случае каждый раз, когда мы сталкиваемся с подобной жизненной ситуацией, мы стараемся прислушаться к внутреннему голосу: на самом ли деле этому человеку нужна наша помощь? Как он ею распорядится? Будет ли она во благо? Если хотя бы на один из этих вопросов мы можем найти положительный ответ, давайте помогать тем, кто рядом.

Я бабушкам в метро по-прежнему подаю сколько могу. К счастью, в ответ все чаще слышу простое человеческое спасибо.

Полезные ссылки:

Видеозанятия Fit-bo с Алексеем Василенко можно найти в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».