Начало здесь.

На следующий день инструктор кундалини-йоги Александр Гусев, который помогал мне в этом путешествии, провел садхану в нашей гостинице. Перед практикой некоторые участники выполнили ишнан — ритуальное омовение — в реке Ганге, и хотя вода была прохладной, вылезать из нее совсем не хотелось.

После садханы мы отправились в город Шимлу на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Дороги оказались сильно разбиты, и вместо восьми часов мы ехали по серпантину целых двенадцать. Но несмотря ни на что вечернее занятие и садхана на следующий день прошли почти в полном объеме.

В Шимле мы посетили древний храм Ханумана. Считается, что в этом месте жил святой, который подсказал дорогу человеку-обезьяне, когда тот искал целительные травы. На горе стоит огромная статуя Ханумана и небольшая часовенка, в которой мы и побывали.

Каждый индийский бог обладает мастерством в определенном аспекте, и у бога Ханумана это стихия воздуха. Ханумана называют сыном ветра. У храма, стоящего на горе, мы действительно хорошенько проветрились и, отразив очередную атаку прожорливых обезьян, расселись по автобусам, чтобы отправиться в город Дхарамсалу.

В Дхармсале на следующий день нас ждала аудиенция с семнадцатым Ламой Кармапой, настоятелем тантрического монастыря Гьюто. Посетить монастырь нам помогла девушка Аня, живущая вместе с мужем в Дхарамсале уже несколько лет. Она рассказала, кто такой Лама Кармапа, кто такие бодхисаттвы и зачем они снова и снова перерождаются. Она также отметила, что сейчас существуют два параллельных Ламы Кармапы, и тот, с которым мы встречались, признан как Далай-ламой, так и китайским правительством.

Монахи монастыря Гьюто очень доброжелательно нас встретили и постоянно улыбались нам. На аудиенции мы задавали вопросы Ламе, и больше всего запомнилось то, что он рассказал нам о новой эпохе — наилучшем времени для практики йоги и медитации. Мы пригласили Ламу к нам в Россию, но он ответил, что хоть и надеется на это, пока не имеет разрешения на выезд за границу, будучи политическим заложником правительства Индии.

После аудиенции группа растворилась в поселке Маклеод Ганж в поисках поющих тибетских чаш, танок (картин с изображением Будды) и других вещиц, которые продавали тибетцы. А вечером мы провели самое интенсивное занятие этой поездки: с помощью техник кундалини-йоги мы работали со своими страхами и стереотипами, мешающими жить свободно и наслаждаться каждым вдохом и выдохом.

На следующий день после не менее интенсивной садханы мы отправились в город Амритсар, название которого дословно переводится как «озеро нектара бессмертия». Сразу по приезду мы подкрепились в гостинице, и через некоторое время к нам приехал учитель кундалини-йоги Удасин Амандип Сингх. На следующий день нам предстояло посещение Золотого храма, и учитель провел для нашей группы инициирующий класс, позволяющий раскрыть двери внутреннего Золотого храма.

После него мы отправились на экскурсию по местам, связанным с кундалини-йогой. В подземной пещере, где в течение долгих лет медитировали древние йоги, мы ощутили необыкновенную атмосферу. Для некоторых участников это стало самым глубоким впечатлением всего путешествия.

Утром следующего дня мы отправились в Харимандир Сахиб, или Золотой храм. В нем хранится священная книга Гуру Грант Сахиб, которая считается одиннадцатым сикхским гуру. Сикхи относятся к этой книге как к живому человеку, укладывая одиннадцатого гуру спать в кровать и пробуждая от сна. Эта книга — сокровищница духовности человечества, в ней собраны выдержки из учений разных религий и традиций. Вход в храм открыт с четырех сторон, что символизирует равенство всех людей. Попав во внутренний двор, вы словно погружаетесь в водоем святых вибраций. Каждый день в храме бесплатно кормят от десяти до ста тысяч человек силами тех, кто посвящает время бесплатной работе на благо сообщества. Эта часть традиции кундалини-йоги называется карма-йогой и помогает снять с себя груз эгоистичных действий. Кормят там очень вкусно, еда готовится традиционным способом на открытом огне. Жаль, что нам не представилась возможность поучаствовать в этом благородном деле.

После мы отправились в Школу-академию Мири Пири, и посещение этого места глубоко впечатлило меня. Там учится 130 детей со всего мира, с 9 до 19 лет. Мы присоединились к ним во время практики гатки — древней индийской борьбы на мечах, части ведической традиции шастра-видья. В заключение тренировки они продемонстрировали свои способности владения разными видами оружия. Для йога очень важно уметь постоять за себя при необходимости защитить свою веру и внутренние ценности. В школе ребята, помимо стандартного набора предметов, изучают кундалини-йогу, наад-йогу, медитацию, практики традиции Сат Нам Расаян, восточные единоборства и многое другое.

Вечером нас угостили вкуснейшим ужином, и я разговорился с двумя 11-летними студентами академии. Они меня по-настоящему очаровали своей беззаботностью и целеустремленностью, отсутствием каких-либо сомнений. Они рано встают, правильно питаются, много занимаются, совершают удивительные путешествия по Индии, будучи еще детьми. Мне показалось, что это и есть люди новой эпохи.

На следующий день поезд, на котором мы возвращались в Дели, опоздал на час, и поэтому мы не смогли торжественно отметить завершение экспедиции. Но и это показалось нам символичным: для многих участников экспедиция не завершилась — она стала началом пути в глубины познания и осознания себя. Не каждый из участников смог сразу справиться со всеми испытаниями этого путешествия. Но это лишь говорит о силе души, которая без интерпретаций и религиозных трактовок, без пустых церемоний стремится к истине и свету, живущему в каждом из нас.

Спасибо вам, ребята, за мужество, терпение и открытость — это самые ценные качества в наступившей эпохе. Пусть это путешествие станет вашим первым шагом к вселенной духовности и океану истинных ценностей. Благодарю всех, кто помогал нам в пути, — гидов и водителей, координатора тура Светлану Морозову, оператора Романа Катанаева, инструктора кундалини-йоги Александра Гусева и других людей, которые помогли осуществить эту мечту!