Но сначала мы посетили родную деревню нашего гида. Селяне организовали торжественную встречу, а в знак особого почета на каждого из нас надели ярко-оранжевый платок. Они приготовили множество национальных блюд, очень вкусных, и мы наелись от души, о чем позже сильно пожалели.

Нас предупреждали: в Индии нельзя пить сырую воду и есть пищу, на ней приготовленную. Еще в Амритсаре мы потеряли четырех членов нашей группы — они остались в гостинице, страдая от острой кишечной инфекции. Их пример нас ничему не научил — угостившись на родине гида, мы тоже слегли с желудочными проблемами. Промаявшись целые сутки, отправились дальше — в сторону города Анандпур.

Это место известно тем, что здесь зародилось братство . Легенда такова: гуру Гобинд Сингх, великий поэт и воин, собрал всех своих сикхов и объявил, что настало время истинной жертвы: для восстановления баланса и справедливости в мире. Гуру призвал выйти вперед того, кто готов отдать жизнь ради истины. Такой человек нашелся. Смельчака завели в шатер. Толпа услышала звук, разрезающий воздух, и глухой удар. Гуру вышел с окровавленным мечом и сказал, что одной жертвы мало. И вот уже второй человек готов умереть за истину. Но этого тоже оказалось недостаточно — в итоге жизнью пожертвовали пять человек. Когда все было кончено, эти пятеро вышли из шатра невредимыми. Впоследствии их назвали «халса» — «чистые духом», а у сикхов появился праздник Байсаки — день рождения братства Халса. Его отмечают 13 апреля.

Город Анандпур Сахиб был финальным пунктом нашего паломничества. Прибыв сюда, большая часть группы сразу уехала. Мы же со спутницей Ксенией еще не готовы расстаться с Индией. Тем более в канун большого национального праздника Холи Мела.

День, оставшийся до праздника, мы посвятили визиту в известный вайшнавский храм Нана Деви, находящийся неподалеку от города на вершине горы. К храму ведет бесконечно длинная лестница. Мы начали подниматься, и нас мгновенно со всех сторон окружила многотысячная толпа паломников. Она широким ручьем текла к храму, оставляя после себя сотни оборванных шлепанцев. Подъем был изнурительным, но выбраться и вернуться назад не было никакой возможности. Поэтому нам пришлось расслабиться и слиться с этой пестрой толпой.

Поднявшись на вершину, мы вместе с потоком влились на несколько мгновений в храм и были вынесены из святого места, так и не успев его хорошенько разглядеть. Получив благословение, отправились обратно в город. Поездка на местном автобусе — настоящий экстрим: машина, ехавшая перед нами, рухнула в обрыв со скалы, и едва ли кто-то в ней выжил.

На следующий день вся Индия отмечала Холи Мела, праздник весны и красок. Жители выходят на улицы, раздают сладости и, главное, бросаются друг в друга яркой краской — это символизирует единение с природой и радость от встречи весны. В этот день не рекомендуется надевать дорогую одежду.

Но сикхи в Анандпуре празднуют Холи Мела по-особому. В городок, где обычно живут около 15 000 человек, съезжается весь штат Пенджаб, а это более миллиона индусов. Они приезжают сюда в основном на тюнингованных тракторах с телегами и огромными аудиоколонками, из которых звучит мелодия бангары — народного танца, посвященного приходу весны. По широким улицам Анандпура проходит настоящий военный парад. Сикхи демонстрируют не только все виды оружия, но и старинное пенджабское боевое искусство гатка.

Я и Ксения, пожалуй, были единственными белыми европейцами в городе. Нам посчастливилось не только наблюдать шествие, но и стать его участниками. Мы присоединились к группе ребят из школы Мирипири, которую взял под свое крыло один из генералов. Нас не пустили только в одно место — туда ненадолго заходили все войска, возможно, там они получили какое-то особое благословение.

Поздно вечером после парада мы уехали на машине в сторону Ришикеша — этот город в предгорьях Гималаев считается мировой столицей йоги. Про мистический Ришикеш, место неожиданных встреч, — в следующей, заключительной части моего рассказа.

Полезные ссылки:

Видеозанятия «Кундалини-йога» с Алексеем Меркуловым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».