Мы приехали в Амритсар сразу после практики ступеней и разместились в хорошей гостинице. До поездки мне казалось, что условия жизни не имеют для меня большого значения, но теперь я понял, что нуждаюсь в чистой постели, теплом душе, свежем хлебе и удобном кресле.

В этом городе мы провели три дня. Каждый день в четыре часа утра мы совершали омовение не где-нибудь, а в сароваре — священном пруду около Золотого храма, или Харимандира. Слушали киртан — групповое пение имен и славы Бога. Днем мы отправлялись на экскурсию по внутреннему пространству Харимандира, который по площади сравним с Московским Кремлем.

В местном лангаре — бесплатной столовой — каждый день кормят около 10 тыс. человек. Лепешки-чапати здесь выпекает автомат. Но какое-то их количество, тем не менее, пекут вручную для поддержания духа севы, служения. Сева — общественная неоплачиваемая работа — считается почетным занятием. Например, полы Золотого храма моют с молоком, и это удел избранных. ЙогБхаджан, духовный лидер, познакомивший Америку с кундалини-йогой и сикхизмом, четыре с половиной года выполнял эту севу. Впоследствии он утверждал, что именно сева, а не профессорские звания и почетные степени сделала его истинным духовным учителем.

Раньше на стене Золотого храма были изображены 84 основные асаны йоги. Но стена в свое время была разрушена, скорее всего, англичанами, которые всеми способами пытались лишить сикхов любой связи с йоговской традицией. В том числе уничтожая памятники, которых раньше в Амритсаре было множество. Мы преклонили головы перед одним из немногих оставшихся — памятником Баба Дип Сингху, защитнику Харимандира. Легенда гласит, что во время жестокого боя он был вынужден покинуть стены храма и ему отрубили голову. Он взял ее в руки, отнес внутрь Харимандира и остался лежать навечно.

До посещения Амритсара меня всегда поражал один странный факт. Сикхи в массе своей не практикуют йогу, считая эту технику уводящей от истинного пути. Однако Золотой храм построил гуру Рам Дас, четвертый сикхский гуру, которого считают хранителем трона радж-йоги. Это высшая форма йоги, к которой также относится кундалини. Мне казалось это противоречием. Но один из сикхов, которого мы встретили в храме, объяснил нам, что противоречия здесь нет, и рассказал легенду.

Баба Сири Чанд, сын основателя сикхизма гуру Нанака, интегрировал все направления йоги в одной школе — радж-йоге. Он прожил в «золотом теле», то есть в теле девятилетнего мальчика, до 151 года. Однажды он встретился с гуру Рам Дасом, основателем Амритсара, в Золотом храме. Баба Сири Чанд спросил гуру Рам Даса, почему тот отрастил такую длинную бороду, подразумевая, почему он стареет. Гуру Рам Дас ответил: «Я отрастил бороду для того, чтобы стирать пыль с твоих ног». После этих слов Баба Сири Чанд преклонился перед гуру и передал ему трон радж-йоги.

В заключение мы посетили храм нирмалов-удаси, расположенный прямо напротив Золотого храма, внутри которого на протяжении веков поддерживают сакральный огонь. Из Амритсара мы отправились в Анандпур Сахиб, а вместе с нами, как оказалось, туда направился и весь Пенджаб, что-то около миллиона человек, на тракторах с большими колонками, но об этом в следующей части моих походных заметок.

Полезные ссылки:

Видеозанятия «Кундалини-йога» с Алексеем Меркуловым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».