Покинув деревню намдари, мы отправились к святой реке Бейн, в которой основатель сикхизма Гуру Нанак получил свой даршан (просветление). Каждое утро перед рассветом он совершал здесь (омовение) и пел духовные песни. Но однажды утром он исчез, а его вещи так и остались лежать на берегу. Гуру искали всей деревней, но так и не смогли обнаружить. Только через три дня Нанак объявился в нескольких километрах ниже по течению, где произнес святые слова «Джап Джи» («джап» — повторять, «джи» — душа). В каждой гурдваре (храме) с этого текста начинают утреннюю молитву. Считается, что вся мудрость мироздания заключена в нем. написал целую книгу комментариев к этому гимну.

В наше время Индия находится на грани экологической катастрофы. Местные реки загрязнены настолько, что на подступах к ним ощущаешь ужасное зловоние. Всего несколько лет назад святая река Бейн не была исключением. Но случилось чудо! Баба Балбир Сингх Сичхивал, известный теперь во всей Индии экоактивист, решил очистить святыню. Сделал он это исключительно при помощи духовной общины, не привлекая государственных средств.

Местные сикхи, облаченные в одеяния цвета шафрана, встречали нас свежевыжатым морковным соком. Они рассказали нам, как был проделан весь этот невероятный труд, как были вывезены сотни тонн водных сорняков, очищены берега, убран мусор и как сам президент Индии, приехав на берег реки Бейн, по достоинству оценил все эти невероятные усилия.

Мы прокатились по реке на лодке, которой управлял Баба Балбир Сингх. Весь берег, около 3 км, вымощен белым камнем, вдоль берегов посажены деревья, а в реке плавают стаи рыб.

В конце нас доставили к гурдваре Сант Гхат Сахиб, около которой когда-то очутился Гуру Нанак. Здесь мы первый раз с начала пути собрались вместе и обсудили трудности, с которыми сталкивались во время поездки. Многие говорили, что им не хватает классов , что им не понятно, зачем мы столько времени по утрам проводим в гурдваре, не понимая ни слов, ни смысла происходящего. Карта Сингх, как всегда, развеял все наши сомнения, предельно точно объяснив цель ятры (паломничества). Она заключается в возможности самостоятельно изнутри осознать дух и корни традиции. А потом мы с замиранием сердца говорили о следующей нашей остановке — ступенях Гоиндвал Сахиба. На этих ступенях мы готовились сделать особую практику — джапу (повторение). Но об этом в следующей главе…

Полезные ссылки:

Видеозанятия «Кундалини-йога» с Алексеем Меркуловым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».