В Дели мы пробыли три дня, утренняя практика садхана, которая начиналась в 5 утра, проходила на крыше отеля под бесконечные трели проезжающих автомобилей.

Каждая прогулка по Дели оборачивается фотосессией. Все хотят с нами сфотографироваться, а босоногие мальчишки постоянно спрашивают, откуда мы, есть ли у нас монетка. На сотый раз надоедает, и на пресловутое «Where you from?» отвечаю: «We are from Mars». Встречный вопрос: «Do you have any Mars money?»

Когда после экскурсии в очередную гурдвару (сикхский храм) мы вернулись в отель, то с удивлением обнаружили, что стена одного из домов на нашей улице обрушилась и исчезла, — можно было разглядеть интерьеры комнат. Оказалось, таким нехитрым способом городские власти регулируют застройку: срезают части домов, слишком близко подобравшихся к проезжей части.

Последней гурдварой в Дели, которую мы посетили, был храм Мата Сундри. Она была женой героически погибшего гуру Тег Бахадура, которого несколько дней пытали на раскаленной металлической сковороде. Мата Сундри сражалась с убийцами мужа его же мечом. Кстати, с XVI века сикхи боролись за равноправие мужчин и женщин.

Наконец мы покинули сумасшедший муравейник Дели и отправились на север Индии. Выехав утром, мы только поздно вечером оказались в одной из деревень северного штата Пенджаб, граничащего с Пакистаном. Там нас встретили намдари — сикхи, которые носят исключительно белую одежду, белые тюрбаны, белые шерстяные малы (четки), ездят на белых машинах и пользуются белыми айфонами. Еще в автобусе наш проводник Сат Сири Сингх предупредил нас: намдари — аутсайдеры, все остальные сикхи считают их сектантами. И попросил в их присутствии громко не произносить мантру «Вахе Гуру», так как намдари произносят ее исключительно на языке любви, то есть шепотом.

Историческая справка: последний гуру сикхов Гуру Гобинд Сингх (1605–1708) передал трон Гуру священной книге — «Гуру Грантх Сахиб», составленной более 40 святыми того времени, принадлежащими разным религиям — индуистами, буддистами, суфиями и т. д. Сикхи считают «Гуру Грантх Сахиб» не книгой, а живым гуру, даже укладывают ее спать и пробуждают каждый день. Это духовное достояние всего человечества, в котором содержатся шабады, гимны прославляющие единого Творца.

Намдари встретили нас торжественно. Один из старцев общины, поприветствовав нас, сказал, что гости не должны ни в чем нуждаться. Для этого у дверей наших комнат на улице будут спать сикхи, которые в случае чего исполнят любое наше пожелание. Свою речь он закончил словами «Сат Нам». Карта Сингх по привычке громко и отчетливо ответил ему «Вахе Гуру», тут же добавив «I’m sorry». Нас расселили в прекрасных чистых комнатах. В каждом номере была табличка с просьбой не пить алкоголь и не курить — намдари не употребляют никаких стимуляторов.

Утренняя садхана была незабываема. Сначала мы совершили ишнан — омовение в священном водоеме саровар. Я никогда не видел ничего подобного даже в самой дорогой пятизвездной гостинице: здешний саровар (несколько метров в глубину) наполняется из природного минерального источника и весь выложен прекрасным белым мрамором. Мы не занимались физическими упражнениями, так как намдари ничего не знают о техниках кундалини-йоги. Оказалось, они до сих пор хранятся в строжайшем секрете и только нирмалы-удаси, последователи школы Баба Сири Чанда, практикуют их. А вот киртан (сакральные песнопения) и мантры были божественны.

Обычно для киртана используют гармонику, но намдари играют на ситаре (струнный музыкальный инструмент), бансуре (продольная флейта) и табле (ударный музыкальный инструмент). Голоса у них чудесные. Кстати, всемирно известный перкуссионист Закир Хусейн гостил у них всего за два дня до нашего приезда. Есть у намдари один музыкальный инструмент, похожий на гусли, — у него 100 струн. Играют на нем металлическими молоточками. Чтобы научиться его правильно настраивать, требуется пять лет упорного труда. Само слово «намдари» означает «воспевание имени Бога». Что намдари и делают дважды в день.

После садханы — завтрак в лангаре. Это такая бесплатная столовая, в которой намдари используют только органические продукты, выращенные . Сикхи едят вместе, раздавая еду бесплатно. Готовить и обслуживать в лангаре считается привилегией — намдари верят, что общественно полезная работа, «сева», всегда оплачивается свыше. После завтрака нас повели на экскурсию. Показали коровник, в котором телята отзываются на свои клички, как собаки. Местные коровы, какой-то особый очень красивый вид, выигрывают первые места на всех выставках.

Намдари проводят огненную пуджу (церемонию): 200 человек одновременно читают сакральные тексты и ежеминутно подливают масло в огонь. Делают это они на протяжении 20 дней по особым случаям. Огонь в кострище беспрерывно поддерживают с 1939 года. На этот раз пуджу делали для здоровья Сат Гуру — ведь он уже пожилой, ему около 90 лет.

Напоследок мы посетили Гуру — он благословил нас и каждому подарил шерстяные платки и накидки для медитаций. Мне так понравились наряды этих удивительных людей, что я попросил один белый комплект для себя. Оказалось, что отшивают такую одежду только на заказ. Меня отвезли к портному. Он снял мерки, я выбрал ткань. Представьте, сикхи отказались брать деньги за свои услуги и к тому же бесплатно доставили мой заказ в Дели, где я позже смог его забрать.

Намдари поразили всю нашу группу — их чистота и щедрость действительно не имеют границ. Находясь среди этих людей, я ощутил полное умиротворение — шанти. Многие из нас захотели остаться, но нужно было ехать дальше. Кстати, намдари приглашают к себе всех тех, кто готов оставить вредные привычки, хочет поучиться игре на классических индийских музыкальных инструментах и познакомиться с их культурой.

Полезные ссылки:

Видеозанятия «Кундалини-йога» с Алексеем Меркуловым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».