В моей жизни танцы появились, наверное, как реализация потребности в движении. На факультете психологии в какой-то момент работа со словом стала казаться мне такой тягостной, что захотелось все бросить. Когда я почувствовала, что в моей голове нет ничего, кроме нагромождения словесных конструкций, мне очень захотелось просто встать, забыть обо всем и танцевать. И это помогло. Позже, заинтересовавшись танцевальной терапией, я изучала ее в Институте психотерапии и клинической психологии и в программах по танцевально-двигательной терапии Александра Гиршона.

Танцевально-двигательная терапия была разработана американским психологом Мериэн Чейз как лечебное направление для работы с людьми, которые не могли говорить о своих проблемах. Она получила широкое распространение после Первой мировой войны. Специалист становился напротив пациента и начинал двигаться, а пациент постепенно подхватывал движение. Затем терапевт наблюдал за пациентом и повторял любое его движение в усиленном варианте, как бы работая увеличительным стеклом. Цель — раскрепостить пациента. Параллельно терапевт может задавать вопросы. Все это должно было привести к выплеску эмоций у пациента, которые были глубоко спрятаны и не находили выхода.

Позже танцетерапия стала широко использоваться для расширения и обогащения репертуара движений танцоров. Но лечебное направление тоже осталось востребованным. Танцетерапия эффективна, например, в работе с аутичными детьми, которые с трудом идут на контакт, особенно вербальный. Если ребенок маленький, нужно опуститься на пол и двигаться вместе с ним: танцевать или кувыркаться — делать все что угодно, стараясь плавно перейти в диалог.

Расскажу на примере, как работает танцетерапия. Ко мне пришла девушка, которая давно хотела начать работать с определенными переживаниями, но не могла решиться. Она долго не могла заставить себя даже войти в комнату. Я спросила, что бы она хотела послушать, под какую музыку ей сейчас было бы комфортно двигаться. Она попросила «что-нибудь резкое». Я решила попробовать фламенко, и, вслушавшись в музыку, она начала резко двигаться, дергаться из стороны в сторону. Я спросила ее, с чем могут быть связаны эти движения. Она ответила, что нечто подобное видела в детстве, эти движения ассоциируются у нее с матерью, мелкие ссоры с которой иногда доходили до скандалов и побоев. Я сделала вывод, что пациентка хочет понять мотивацию матери, узнать, что заставляло ее так себя вести с дочерью. Через несколько минут девушка резко прекратила двигаться и внезапно обмякла, села и призналась, что очень долго не могла снять напряжение, а теперь это получилось.

В следующий раз она пришла с желанием станцевать что-нибудь легкое. Оказалось, что она может быть очень красивой в движении, и я увидела в ней человека, которого раньше не знала, хотя мы давно и хорошо знакомы. Это очень радостный момент, когда человек меняется, удивляется самому себе, открывает для себя новый мир.

Полезные ссылки:

Видеозанятия «Бодислим» со Светланой Ратниковой в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».