В школе мы с друзьями собирались и корчили из себя рэперов — повторяли движения и тексты артистов вроде Децла. Полгода назад я вспомнил детство и собрал дома маленькую студию. Купил миди-клавиатуру, драм-машину, дорогую звуковую плату для компьютера и микрофон. Пробовал писать свою музыку и читать тексты под нее — экспериментировал. А недавно наконец решил сделать что-нибудь серьезное, снял профессиональную студию и... был шокирован.

Когда ребята в студии поняли, что никогда прежде я со студийной работой дела не имел, они пожали плечами и сказали: «Ну-ну, давай-давай». Мне казалось, что нужно полялякать что-нибудь под музыку. Оказалось, не так все просто. В первый же день в студии я сделал для себя три важных открытия. Даже и не знаю, сколько этих открытий еще предстоит.

1. Профессиональный микрофон гиперчувствителен. Звукорежиссер спрашивает: «Ты что кричишь? Микрофон стоит €5000, он тебя слышит, поверь». Ты отвечаешь: «Да я вроде и не кричу вовсе». Он говорит: «Иди, послушай!» И оказывается, что ты надрывал связки. В студийный микрофон слышно, как ты засовываешь руку в карман и вынимаешь телефон. Когда ты поднимаешь и опускаешь руку в болоньевой куртке, в записи это прозвучит как «ш-ш-ш-ш!». Поэтому артисты в студии снимают с себя все лишнее.

2. Танцы и рэп исполняются по одним правилам. Голос должен быть расслаблен, как тело во время танца. Ты как будто танцуешь языком и голосовыми связками. Имея опыт в танцах, ты знаешь, что музыка делится на слабые и сильные доли. Поэтому, когда читаешь рэп, ты легко импровизируешь с паузами, выдерживая их в нужных местах. Кстати, тексты рэперов — тоже импровизация. Ты спонтанно рассказываешь историю, только в рифму. Например, так: «Я ехал в метро — вышел из него — поднялся туда — где меня ждала она…»

3. Самое важное — умение держать голосом одну ноту как можно дольше. Когда люди занимаются вокалом, они упражняют голосовые связки — тянут ноту по 30–40 секунд. Этот навык необходим и для тех, кто исполняет рэп. Ты читаешь текст на одной ноте, в той же тональности, в которой звучит музыка. Если научился это делать и умело расставляешь паузы (смотри пункт два), можешь считать себя рэпером. Дальше дело за практикой.

Я практикуюсь каждый день. Одеваюсь, встаю перед зеркалом и начинаю читать фристайл. Записываю на диктофон и даю послушать друзьям. Стесняюсь, друзья смеются. Но я не переживаю: с юмором отношусь к своему творчеству, ведь я совсем недавно начал. Вот один мой текст, из последнего. Я хотел сказать, что не надо бояться. Надо просто делать, и все получится.

«Ты положил начало

Тому, что происходит,

И все переживания

На задний план уходят.

 

Тут одна программа:

Идти только вперед,

А за твоей спиной —

Очередной порт.

 

И ты идешь к свету

Со своею мечтой.

Твое тело согрето

Лишь только ей одной.

Стой.

 

Вокруг тебя кричат:

"Остановись!"

Но ты не в силах,

Твой взгляд направлен ввысь».

Полезные ссылки:

Видеозанятия «Хип-хоп» с Ильей Вяльцевым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».

Видеозанятия «Хип-хоп шоу» с Ильей Вяльцевым.

Видеозанятия «Хип-хоп шоу» со Светланой Литвиновой и Ильей Вяльцевым.

Видеозанятия «Современные танцы» с Ильей Вяльцевым.