«Эко», «био», «органик» — товаров с подобной  маркировкой на прилавках магазинов множество. Но ни для кого не секрет, что зачастую это лишь маркетинговый ход. Настоящую экомаркировку можно увидеть лишь на той продукции, которая прошла экосертификацию и соответствует определенным стандартам.

Стандарты эти определяются тем, к какой группе принадлежит продукт (понятно, что для косметики и йогуртов они будут разными), и требованиями сертифицирующей организации.

Международных экостандартов не только на порядки больше, но они и строже российских. Кстати, именно поэтому российские производители стремятся получить экомаркировку именно по западным стандартам. И ряд компаний — производители молочных продуктов, косметики, моющих средств — международную сертификацию уже прошли.

«Экосертификация — дело добровольное, — говорит Анна Гусинская-Дикамп, независимый эксперт по экокорректной и биосертифицированной продукции. — Ее инициируют сами производители. И сами за нее платят. Причем получить сертификат — это лишь половина дела, и половина менее сложная. Куда труднее затем постоянно свое соответствие экостандартам подтверждать, регулярно, один-два раза в год, проходя экоаудит. Для многих компаний, в том числе и российских, это попросту дорого. Особенно если речь идет о международном сертифицировании, ведь в таком случае специалистам придется приезжать из-за границы».

На сегодня экосертификацией занимаются сотни компаний во всем мире. Существует порядка 400 знаков экосертификаций, причем каждый продукт может получить не один, а сразу несколько из них.

«Все экостандарты и стоящие за ними знаки можно разделить на три группы, — поясняет Анна Гусинская-Дикамп. — К первой группе относятся профильные, которые получают продукты определенной категории. Скажем, только косметика и моющие средства. Вторая группа — значки Глобальной сети экомаркировки (Global Ecolabbelling Network или GEN). К третьей можно отнести дополнительные знаки, которые говорят о том, что продукт соответствует одному или нескольким важным критериям экологической безопасности (например, подходит для аллергиков или для веганов, не тестировался на животных и так далее). Например, знак ECARF, говорящий о безопасности продуктов для аллергиков, имеют все средства компании Ecover серии ZERO. А пять профессиональных моющих средств Ecover первыми в мире получили сертификат Cradle to Cradle®, гарантирующий минимимальное негативное воздействие на окружающую среду». 

Какую маркировку вы можете увидеть на продукции и о чем она вам говорит

ECARF (European Centre for Allergy Research Foundation).

Маркировка Европейского фонда исследований аллергии ECARF свидетельствует о том, что данный продукт, например, моющее средство, одежда, косметика или услуга (проживание в отеле), безопасен для аллергиков. И не просто безопасен, но и стоит не дороже, чем его / ее аллергенные аналоги.

DAAB (Deutscher Allergie-und Asthmabund e.V.)

Маркировка некоммерческой организации «Немецкое объединение аллергиков и астматиков». Продукт с таким знаком не содержит никаких известных контактных аллергенов, раздражающих веществ, а также отдушек и эфирных масел. Это подтверждается в результате его длительного использования астматиками, аллергиками и больными нейродермитом.

Cradle to Cradle®

В переводе с английского означает «от колыбели до колыбели». Принцип (и сертификационный знак) был разработан профессором Михаэлем Браунгартом вместе с EPEA (Environmental Protection Encouragement Agency). Маркировку получают продукты, при производстве которых минимизировано негативное воздействие на окружающую среду и используется замкнутый круговорот веществ и ресурсов, что делает возможным повторное использование сырья, воды и энергии.

Vegan Society

Знак «Общества веганов», зарегистрированной в Великобритании международной организации. Продукты с такой маркировкой не содержат компонентов животного происхождения, а при их производстве не проводилось тестирование на животных.

FairTrade

Международная маркировка (в переводе с английского «справедливая торговля») присваивается продуктам, при производстве которых учитывали и условия труда работников, а также экологические аспекты на производстве.

«Евролист»

Появляется на органической сельскохозяйственной продукции и означает, что она соответствует требованиям ЕС к «органике». Продающиеся на территории Европы огурцы или кабачки без этого знака не могут называться «био». На упаковке вместе с логотипом «Евролиста» указывают страну / страны происхождения сырья и «точку контроля» — место сертификации.

BDIH

Знак качества BDIH возник по инициативе производителей натуральной косметики. Его присваивает Федеральное объединение промышленных и торговых предприятий Германии, работающих в сфере производства и продаж лекарств, диетических товаров, пищевых добавок и средств по уходу за телом. Маркировка гарантирует высокое качество органического сырья и конечного продукта, его экологическую чистоту  и оптимальную биоразлагаемость.

Organic Content Standard 100 (OCS)

Присваивается изделиям из 100% сертифицированного органического хлопка. Допустимое количество других натуральных волокон (не хлопка) — не более 5%.

IVN zertifiziert NATURTEXTIL BEST

Знак высочайших экотребований к текстилю, известный прежде всего в Европе. Его получают органические текстильные изделия максимально высокого качества.

Global Organic Textile Standard (GOTS)

Гарантирует полную экологическую чистоту текстильного изделия, начиная с выращивания сырья до производства, безопасного для окружающей среды. Маркировка существует в двух вариантах: для изделий с минимумом 70% волокон БИО/organic и с более чем 95% БИО/organic.

Конечно, указанные знаки — лишь малая часть из существующих экомаркировок. Учитесь отыскивать их на упаковках, проверять, что означает тот или иной символ, и не доверять рекламным «экопустышкам» — надписям, за которыми ровным счетом ничего не стоит.

Это и станет вашим первым шагом к жизни в стиле эко. Каким будет второй, вы узнаете уже завтра.

Следите за обновлениями на сайте.