Это движение начали итальянские ресторанные критики, которых возмутило открытие «Макдоналдса» в старинном миланском особняке в 1986 году. Они сочинили манифест, в котором призывали бойкотировать фастфуд и все, что с ним связано. Со временем небольшая группа гурманов переросла во влиятельную гастрономическую организацию Slow Food, в деятельность которой вовлечено около 100 тыс. участников из 100 стран мира. Организация устраивает ежегодный съезд продовольственных сообществ Terra Madre, а также является основателем Университета гастрономических наук, который предоставляет внушительную академическую программу по изучению культуры продуктов питания. Кроме того Slow Food патронирует Салон вкуса (Salone de Gusto) в Турине — крупнейшую международную гастрономическую выставку. Желтая улитка (символ Slow Food) на двери ресторана служит гарантией качества и аутентичности.

Согласно философии слоуфуда в пищу следует употреблять продукты питания, произведенные без нанесения вреда окружающей среде и здоровью. Слоуфуд выступает за фермерские продукты, поэтому на столе адептов движения обязательны деревенские сыры, свежеиспеченный хлеб и петрушка с ближайшего рынка. Слоуфуд поддерживает крошечные частные рестораны и борется против возмутительного результата глобализации — сетевых безликих забегаловок. Движение также выступает за сохранение традиционных видов зерновых, овощей, фруктов, пород животных и продуктов питания, которые исчезают в результате индустриализации.

Философия слоуфуда касается не только еды, но и жизни в целом. Вот, к примеру, очень эмоциональная выдержка из манифеста: «Скорость заковала нас в кандалы. Мы пали жертвами вируса под названием „быстрый темп жизни”, который ломает наши обычаи и атакует даже в нашем собственном доме, заставляя питаться едой быстрого приготовления. Человек разумный должен снова завладеть мудростью и освободить себя от скорости, которая семимильными шагами ведет наш вид по пути к вымиранию. Давайте защищать себя от всеобщего безумия быстрого темпа жизни с помощью простых чувственных удовольствий».

Сегодня фермы, производящие продукты качества слоуфуд, существуют в США и Европе, но особенно популярно это явление в Италии, Франции и Испании. В Англии и США больше распространено движение , близкое по духу слоуфуду.

Первая русская слоуфуд-ферма появилась в Тверской области в селе Медное в 2000 году благодаря итальянскому сыроделу Пьетро Мацца. На ферме, специализирующейся на агротуризме, он делает сыры (буратто, проволу, рикотту, джункату) из местного молока. Еще один иностранец-энтузиаст — англичанин Джон Уоррен производит колбаски Warren’s Sausages в подмосковном Королеве. В Москве продукты, удовлетворяющие требованиям слоуфуда, продаются в магазинах «Жан-Жак» и «Глобус гурмэ».

Летом 2009 года в Москве появился конвивиум «Улитка» (от лат. convivium — «пир») — первая официально зарегистрированная ветвь глобального движения слоуфуд. В планах организации — поддержка российских виноделов и производителей молока, мастер-классы поваров и разные популистские акции вроде показа фильмов про еду в модном столичном клубе.