Эта удивительная ниша диетологии построена на двух важных мотивах американской культуры: христианской религиозности и желании похудеть. Впрочем, не только американской, с некоторых пор книги на эту тему можно встретить и на российских книжных прилавках.

Идеологом борьбы за богоугодный рацион в 1820-е выступил харизматичный пресвитерианский священник из США Сильвестр Грэхэм. Он предал анафеме сладкое, жирное, острое, а заодно чай, кофе и табак. Святой отец убеждал свою паству проявлять воздержанность в еде и отдавать предпочтение вегетарианским блюдам. Там, где замечено чревоугодие, и до похоти недалеко, делал неожиданный вывод Грэхэм.

Столетие спустя, в 1950-е, героем газетных материалов о похудении в Штатах стал преподобный Чарли Шедд. «Лишние килограммы — свидетельство греха», — заявил он. Пристыженные любители излишеств задумались. Да и как было не поверить человеку, сбросившему 50 кг за три года? Перестроить питание Шедду, по его словам, помогли молитвы. В 1957 году он поделился с широкой общественностью своим опытом в бестселлере «Молитесь, и лишний вес уйдет» (Pray Your Weight Away).

В последующие годы на Америку хлынул всемирный потоп книг о методах божественного похудения. Названия говорят сами за себя: «Ваша вера растет, а талия уменьшается» (Helps you grow in faith while shrinking your waistline) или «Больше Иисуса, меньше меня» (More of Jesus, Less of Me).

Два самых известных эксперта в области христианской диетологии сегодня — семейный врач Дон Колберт и нутрициолог Джордан Рубин. Их труды разошлись миллионными тиражами.

Дон Колберт в 2002 году поставил вопрос ребром, издав бестселлер «Чем бы питался Иисус?» (What Would Jesus Eat?). Следом вышло продолжение «Чем бы питался Иисус: сборник рецептов» и еще около 40 работ на оздоровительно-религиозную тему.

Джордан Рубин в своей книге «Диета Создателя» (The Maker's Diet) подробно проанализировал тексты Ветхого и Нового Заветов на предмет питания и выстроил свою концепцию не на запрещенных, а, наоборот, допустимых у христиан продуктах.

Смело жонглируя библейскими притчами, Дон Колберт, Джордан Рубин и их многочисленные коллеги по христианскому питанию предлагают:

1. Сделать основой рациона зеленые овощи, фрукты, бобовые и оливковое масло. Иисус отдавал особое предпочтение бобам и чечевице. Вегетарианство не обязательно, но приветствуется.

2. Заменить белый хлеб и рафинированные крупы цельнозерновыми крупами и по возможности домашним хлебом. Во времена Спасителя несвежая выпечка считалась подгнившей и бесполезной, откуда следует, что .

3. Предпочитать рыбу мясу. Современники Христа употребляли мясо максимум раз в месяц, по особым случаям. Рыба, напротив, появлялась на столе практически ежедневно.

4. Пить больше воды, изредка — красное вино. Иисус превращал воду в вино — что может быть лучшим знаком одобрения? Но, разумеется, не больше пары раз в неделю, не злоупотребляя.

5. Использовать в качестве десертов фрукты и орехи, как это делал Христос и его последователи. Сухофрукты и семечки также дозволяются, но редко и в минимальных количествах — не больше горсти за прием.

По сути, христианская диета — это плюс молитвы. Она отвечает рекомендациям современных диетологов и полезна представителям любых конфессий.

Подобная литература обречена на коммерческий успех, поскольку, согласно исследованию Кена Ферраро, профессора социологии из Университета Пердью, религиозные американцы заметно полнее атеистов.

Другое дело, что привязка диеты к христианству имеет и побочный эффект. Вольно или невольно она внушает прихожанам мысль, что Бог любит только тех, кто носит 42-й размер, а все прочие, крупнее 48-го, должны работать над собой. Профессор религии и философии Бревардского колледжа Мэри Луиз Брингл считает, что в таком случае есть риск подмены понятий, и важно не допустить, чтобы вместо Бога идолом стал объем талии.