Как выбрать продукты

Мы уже задавали этот вопрос экспертам — тогда своим мнением поделились врач-эндокринолог, председатель Общества защиты прав потребителей, кандидат биологических наук и диетолог. Теперь мы решили спросить тех, кто головой отвечает за качество выбранных продуктов, — менеджеров-закупщиков интернет-магазинов здорового питания.

Анастасия Алифирова:

Информация о калорийности продукта на упаковке у нас является обязательной. Но, на мой взгляд, не так уж она необходима. Конечный витаминно-минеральный состав был бы более актуален. Тогда, например, станет очевидно, что рафинированный сахар не содержит витаминов и минералов вовсе.

Если на фруктах и орехах в супермаркете не указана хотя бы страна происхождения — по-моему, покупать их вообще опасно. Имея дело с оптовыми продажами, я научилась разбираться, в каких странах продукты подвергаются максимальной промышленной обработке, в каких — минимальной. Например, если фундук из Абхазии — то 100% без химикатов. Миндаль США — его выращивают на гигантских плантациях, значит, точно подвергали обработке.

Полезной или хотя бы интересной была бы информация о том, сколько энергии и ресурсов было потрачено на производство данного продукта / упаковки. Человек сразу получает ориентир, как его выбор влияет на окружающую среду.

Надежда Семенова:

Я бы хотела, чтобы на упаковке овощей и фруктов было указано, собраны ли они зрелыми или дозревали искусственно, а также как они хранились. Это очень важно, особенно для фруктов: при искусственном дозревании в них намного меньше витаминов и других полезных веществ.

Также должны быть указаны способ и дата очистки. Это тоже параметр свежести, например для орехов.

Температурные колебания, которым подвергался товар, очень влияют на сохранность полезных веществ, поэтому было бы хорошо, если бы указывалась самая высокая и самая низкая температура. Такие стандарты сделают производство намного качественнее.

Сергей Малетин:

При хранении сухофруктов, даже обработанных серой, обязательна фумигация помещения. Это дешевле, чем поддерживать нужную температуру, при которой вредители не размножаются. Соответственно еще один тяжелый химикат соприкасается с едой. Хорошо бы ставить потребителя в известность об этом на упаковке.

Вообще, нормы для производителей у нас очень и очень мягкие. Пример — обычное мороженое из магазина. В составе указано: «молоко», «жиры растительные» и «ароматизатор натуральный». При звонке производителю выясняем, что молоко имеется в виду сухое, происхождение жиров он назвать «затрудняется» (скорее всего, это самое дешевое пальмовое масло), а ароматизатор — один из запрещенных в странах Европы, но не у нас.

Или другой пример — сок очень известной и дорогой марки (1500 руб. за литровую бутылку!). Продается как лекарство от всех болезней, без консервантов, сахара и т. д. Начинаешь вникать в детали производства — выясняется, что сок прошел пастеризацию и, кроме того, плоды собираются незрелыми. Для лучшего хранения.

Мне кажется, очень важно повышать нашу личную потребительскую требовательность и сознательность. Если мы покупаем только красивые картинки на упаковке, даже не замечая, что содержимое им не соответствует, никакие государственные нормы нас не спасут. Нужно самим задавать нормы, которым производителям придется соответствовать.