Вообще-то датские кондитерские изделия и так самые дорогие в Европе. Теперь же шоколадный батончик (100 г) обойдется покупателю еще на 44 эре (2,5 рубля) дороже, литр мороженого — на 1 крону (около 6 рублей), большая упаковка конфет — на 2 кроны. И ограничиваться этим на родине Андерсена не собираются. Будущим летом планируется обложить налогом другую группу не самых полезных продуктов — богатые насыщенными сыр, сливочное и растительное масло, а также маргарин. Налог составит 25 крон (144 рубля) за килограмм.

Датчане в этом деле практически, как Гагарин в космосе, первопроходцы. То, о чем другие страны только говорили, здесь наконец осуществили на практике.

Так называемый налог на жир (англ. fat tax), по аналогии с табачными и алкогольными акцизами, активно обсуждается в США, Европе и Канаде начиная с 1985 года. Все согласны, что ситуация достигла абсурда. С одной стороны, уже давно стал частью гастрономических будней, ведь он обходится несравнимо дешевле, чем свежие продукты и блюда. С другой — неумеренное потребление промышленной «еды на вынос» медики называют провокатором самых серьезных болезней цивилизации, от ожирения и сахарного диабета до онкологии. Кроме того, научно доказано, что злоупотребление сладкой и жирной пищей вызывает химические изменения в мозге и формирует зависимость сродни кокаиновой — многие люди разрушают свое здоровье, не в силах ей противостоять.

А вы попробуйте противостоять, если силы настолько неравны! Я, например, была поражена, узнав из вышедшей этим летом книги The End of Overeating: Taking Control of the Insatiable American Appetite бывшего директора FDA (Федерального агентства по контролю за лекарствами и продуктами США) Дэвида Кесслера, какие изощренные пищевые уловки используют производители, чтобы с помощью жиров, сахара и соли добиться такого вкуса у своих тортов и пирожных, который наш мозг будет требовать снова и снова. Между собой они это так и называют: «подсадить» потребителя. Неудивительно, что бедные американцы (и весь мир вслед за ними) испытывают настоящий абстинентный синдром, пытаясь слезть со сладостей и сбросить лишний вес.

А маркетологи со своей беззастенчивой рекламой? Все эти соблазнительные витрины кондитерских и изображения аппетитной еды на каждом шагу, которые практически немедленно вызывают слюноотделение? Не зря их окрестили «гастропорно» — эти картинки апеллируют к инстинкту еды совсем как порнография к инстинкту размножения.

 

Не так давно появился еще один любопытный тренд в сладкой рекламе — конфеты продвигают под видом… горькой пилюли. Одна из последних таких новинок — шоколад, стилизованный под настоящие таблетки. Их предлагает модный интернет-магазин Prezzybox в Великобритании. Мол, вы ведь и так едите сладкое, чтобы поднять себе настроение, «подзарядить батарейки». Вот и ешьте дальше, желательно каждый день — это как раз «то, что доктор прописал». В инструкции к таблеткам даже написано, в каких случаях их применять: от дождя, неудачного романа, отвратительного начальника, плохой стрижки и т. п. Короче, повод всегда найдется. Ну и кто сказал, что они не позаботились о нашем здоровье?

Два года назад похожую идею, только с большим размахом, раскрутил кондитерский магазинчик Happy Pills в Барселоне. Дизайн — как в аптеке, вокруг баночки, скляночки, коробочки для пилюль и . Только вместо снадобий — набор разноцветной карамели, тянучек, мармеладных мишек, шоколадных шариков и опять-таки симпатичные рецепты на ваш выбор: «от невыносимой тяжести бытия», «от понедельников» и даже «от стиральных машин, которые ломаются без предупреждения».

Вокруг этого магазина тогда развернулась целая дискуссия. Многие возмущались тем, что, во-первых, дети, побывав в такой «аптеке», дома могут принять лекарства за конфеты и отравиться. А во-вторых, это вообще непорядочно и безответственно: чтобы продать вредные для здоровья конфеты, выдавать еду за лекарство, используя людскую веру в чудо-таблетку.

По расчетам экспертов, налог на съестное с высоким содержанием сахара, жира и соли мог бы немного защитить нас от нас самих: он позволил бы снизить количество фастфуда в рационе минимум на 25%. Загвоздка в том, что пока не очень понятно, какие конкретно продукты облагать налогом и как это аукнется потребителю, особенно со скромными средствами. Возможно, многие просто переключатся с одних вредных продуктов на другие. Плюс это ограничивает свободу выбора покупателя.

Датский эксперимент, по прогнозам специалистов, серьезных дыр в бюджете сладкоежек, вероятно, не сделает. И поможет ли эта мера достигнуть желаемого оздоровительного эффекта, еще вопрос.

Но пусть это и отдает оруэлловским Большим братом, лично я, хотя и сильно привязана к шоколаду, такой налог у нас в стране, скорее всего, одобрила бы. Вот данные опроса агентства Profi Online Research. Около 21% молодых людей от 14 до 24 лет в нашей стране каждый день вместо обеда едят шоколадные батончики и запивают их газировкой, чтобы утолить жажду. То есть фактически перешли на суррогаты, которые не имеют ничего общего со . Еще примерно столько же живет на этом меню несколько раз в неделю. «Шоколадные батончики стали для многих способом забить желудок в случае отсутствия возможности нормально поесть», — комментирует директор по развитию компании Profi Online Research Елена Смирнова. При этом дешевизна сладкого фастфуда — вторая после любимого вкуса причина сделать выбор в его пользу.

Может быть, если нас будут держать за руку рублем, как датчан — кроной, это поможет нации стать здоровее?