«Фит-микс»
Леонид
Зайцев

Леонид Зайцев: «Ищите пророка в своем отечестве и… на "ЖИВИ!"»


20 08 10 | 05.15

Недавно на сайте мы обсуждали статью в журнале PLoS ONE об исследовании канадских ученых по поводу эффективности силовых тренировок. Этот вопрос находится в сфере моих непосредственных профессиональных интересов, и я просто не могу не высказаться по этому поводу.

Для начала совсем краткое содержание статьи. Канадские ученые сравнили результаты выполнения силового упражнения с максимально возможным весом (что традиционно для бодибилдинга) и с небольшим отягощением, но до отказа. Биопсия показала, что в течение 24 часов после выполнения упражнения с малым весом до отказа в мышцах обнаружилось больше маркеров белково-синтетических процессов (это признак будущего роста мышц).

Едва ли это «открытие» станет революционным как для соревновательного бодибилдинга, так и для бодибилдинга в целом. С одной стороны, в эксперименте участвовали любители со стажем занятий всего шесть месяцев — маловероятно, что элитные атлеты (в достаточном для эксперимента количестве) позволят делать себе биопсию для подобного исследования. Кроме того, по признанию самих авторов, в первые 24 часа после нагрузки обнаруживается далеко не полный перечень важнейших признаков роста мышц. С другой стороны, те методы тренировки, о которых говорят эти ученые мужи, давным-давно используются бодибилдерами, а сравнение влияния двух методик на реальную мышечную массу в сколько-нибудь долгосрочной перспективе в данном случае не проводилось.

Тем не менее огромное спасибо канадским ученым за то, что они, сами того не зная, лишний раз подтвердили авторитет российской научной школы. Ведь их главная мысль сродни идее, о которой наши ученые, авторы программы «Изотон», писали еще в прошлом веке. А именно: работа с небольшими весами может быть не менее, а порой и более эффективной, чем с большими, — как в спортивной, так и в оздоровительной тренировке.

Правда, с методической точки зрения канадское исследование, на мой взгляд, не представляет особой ценности. И вот почему.

Заявление о том, что в процессе работы с небольшими весами до отказа рано или поздно включаются все мышечные волокна, от медленных красных до быстрых белых, не является чем-то новым. А вот вывод, что такой унифицированный метод лучше всего подходит для тренировки волокон обоих типов, вызывает обоснованные сомнения у практикующих специалистов.

Работа до предела утомления с малыми весами и большим количеством повторений может вызвать такое серьезное разрушение в мышцах, связанное с продолжительным закислением, что они не в состоянии будут даже восстановиться, не говоря уже о росте. Это очень хорошо известно практикующим атлетам и тренерам.

Используемое в эксперименте в качестве тестового упражнения разгибание бедра не относится к базовым (наиболее широко используемым для набора мышечной массы). Любой мало-мальски тренированный атлет знает, насколько трудно загрузить бедра в этом упражнении, используя максимальное отягощение, — этого легче добиться с относительно небольшим весом.

Список вопросов к канадским ученым можно продолжить. Но это ни в коей мере не умаляет достоинств исследования, а лишь говорит о необходимости правильной интерпретации его результатов.

Уже более 20 лет российские ученые — авторы программы «Изотон» В. Н. Селуянов и Е. Б. Мякинченко — пытаются на практике использовать все преимущества работы с малыми весами, о которых говорится в данной статье. При этом они сводят к минимуму отрицательные моменты метода, о которых статья умалчивает, поскольку это не входит в рамки исследования.

Мне посчастливилось работать и с Виктором Николаевичем Селуяновым, и с Евгением Борисовичем Мякинченко. Могу с уверенностью сказать, что они в своих изысканиях опередили современников на несколько десятилетий, и канадское исследование, датированное августом 2010 года, служит лишним тому подтверждением.

Так что ищите пророка в своем отечестве, а теперь еще и на нашем сайте — ведь сам Евгений Мякинченко принимает участие в реализации проекта «Изотон» на телеканале «ЖИВИ!».

Полезные ссылки:

Видеозанятия «Пилатес» и «Фит-микс» в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».

Комментарии | 35 |


20 08 10 | 08.50
Татьяна Егорова
Здравствуйте Леонид. Я конечно не канадский учёный :), но у меня своя точка зрения, лучше вообще работать без весов. Расскажу свои наблюдения. Как я уже писала, у меня в основном сколиозники и большинство запущенные. Так вот, чтоб быстрей убрать "лишнее", я использовала гантелю 0,5кг в месте искривления. Результат был шикарным, через неделю уходила выпуклость,я продолжала работу в данном направлении, НО, когда ко мне приходили через какое–то время,то всё возвращалось. Затем я начала искать новые варианты и стала применять изотонические тренировки,не используя гантельки. Что бы вы хотели? Результат сохранялся намного дольше. И это было проверено,не на одном человеке. Я если даю гантельки, то только ради разнообразия.
20 08 10 | 09.26
Леонид Зайцев
Татьяна, здравствуйте. Возможно такова специфика вашей специализации. Если же говорить о современном спорте, как впрочем и об оздоровительной тренировке, то для повышения работоспособности очень широко используется адекватная работа с отягощениями, и, на мой взгляд – это очень перспективное направление.
20 08 10 | 09.05
Olga U.
С гантелями я еще ни разу не тренировалась, у меня недостаточно сильные руки для этого. Наверно, тренировки с гантелями все-таки предпочтительнее для мужчин? Тем более, что нарастить мышечную массу хотят, как правило, мужчины. Имеет ли смысл женщинам тренироваться с гантелями?
20 08 10 | 09.32
Леонид Зайцев
Ольга, здравствуйте. Я думаю, что с таким серьезным и довольно универсальным подходом как у Вас, едва ли стоит просто обходить стороной такое перспективное направление тренировки, как работа с отягощениями, по крайней мере, тем более, если поблизости нет гравитационного тренажера :)
20 08 10 | 11.09
Татьяна Егорова
Ольга, мне кажется, что эластичная лента может стать хорошей альтернативой гантелям. И возможностей у неё больше. Я очень люблю ленту. А гантели оставьте мужчинам :)
20 08 10 | 13.38
Леонид Зайцев
По поводу эластичной ленты совершенно согласен с Татьяной – действительно прекрасное средство. А вот по поводу ограниченных возможностей гантелей позволю себе немного возразить. На мой взгляд, гантели и резинки могут прекрасно дополнять друг друга.
20 08 10 | 09.37
LeraVidnaya

пророк сам себя нашел :)

"я ль на свете всех милее, всех румяней и белее"

скромнее надо быть, Леонид....
20 08 10 | 09.43
Леонид Зайцев
LeraVidnaya, спасибо за комментарий, буду стараться :)
20 08 10 | 09.39
Леонид Зайцев
Я так рьяно отстаиваю право отягощений на жизнь в фитнесе, что умудрился вставить друг за другом «по крайней мере» и «тем более». Извиняюсь :)
20 08 10 | 09.45
LeraVidnaya
бедные канадцы только сейчас открыли истины, которые и Вы, и многие-многие другие уже давно используют на практике. Нужно за них порадоваться. Люди правильным путем идут. А Вы в разоблачение пошли....уже не первый пост на эту тему на сайте. как-то не скромно
20 08 10 | 14.21
Леонид Зайцев
LeraVidnaya.

Действительно, это второй пост, посвященный данной статье. Автор первого – Наталья Аредова просила меня выступить в роли эксперта и дала на это ссылку. Именно поэтому, я решил, что стоит объяснить, на чем основывается мое мнение. Тем, кому это интересно, разумеется, лучше прочитать первоисточник и сравнить мнение различных экспертов.
21 08 10 | 14.44
Леонид Зайцев
.... и еще...LeraVidnaya, приятно увидеть Вас среди новых участников группы Пилатес :)
20 08 10 | 10.02
Olga U.
Еще один вопрос: Леонид, а когда же будет новый сезон пилатеса с обещанным циклом занятий на фитболе? Я жду с нетерпением) И когда только что упомянутый проект "Изотон"?
20 08 10 | 14.30
Леонид Зайцев
Ольга. По поводу выхода нового сезона пилатеса ничего сказать, пока не могу, попробую уточнить в редакции канала. Первые комплексы «Изотон» для сайта ЖИВИ отсняты, вышли они или нет, не знаю.
20 08 10 | 21.30
Libelav79
Наверное, открытие полезное, но в силу многих обстоятельств, вроде нехватки времени, сил, здоровья, настроения - лучше с тем же эффектом минут 10-15 с гантелями на плечах позаниматься, чем "отплясать" стандартные 50 минут....
20 08 10 | 21.56
Леонид Зайцев
Libelav79. Согласен с Вами в том, что работа с отягощениями способна «уплотнить» нагрузку во времени. Но все зависит от используемой методики.
20 08 10 | 22.03
korkin
Леонид, здравствуйте, как обещал, присоединяюсь)), я уже понял, как безнадёжно отстал, скажите, неужели, вот тот промежуточный период, в изобретении которого меня обвиняли ушёл в лета? неужели осталось всего два направления?
20 08 10 | 23.15
Леонид Зайцев
Здравствуйте, korkin. Рад, что Вы присоединились к обсуждению. Дело в том, что та классификация упражнений, о которой Вы говорили, основана скорее на внешней форме упражнения, и не всегда отражает внутреннее содержание и те физиологические эффекты, которое оно вызывает. Скажем, выполнение многочисленных повторений с небольшим весом чревато такими разрушениями в мышечных волокнах (и в частности в митохондриях), за счет перезакисления, что ни о каком развитии выносливости не может быть и речи, хотя такие упражнения «в народе» часто называют «на выносливость».
21 08 10 | 13.16
korkin
ну да, я поэтому и не считал себя голословным, говоря про три направления тренировок. когда мы занимались, то выбирали вес таким образом, что бы сил хватало на 3-4 подхода по 8-10 повторений. это с расчётом на рост мышц, а каким образом тренируются сейчас?
21 08 10 | 14.34
Леонид Зайцев
Для korkin . Этот метод повторных субмаксимальных усилий широко используется и сейчас для гипертрофии быстрых мышечных волокон. Если же говорить о способах, позволяющих добиться гипертрофии, а также увеличения силы и производительности медленных мышечных волокон, а также повышения работоспособности, то это ИЗОТОН в сочетании с различными техниками, зависящими от конкретной специализации тренировки.
23 08 10 | 16.47
korkin
ну вот, значит я всё правильно в те времена делал, расчитывая на рост. не думаю, что работающие над фигурой задумываются о силе, производитеольности и работоспособности, большинство озабочено визуальным результатом.
24 08 10 | 00.28
Леонид Зайцев
Уважаемый, korkin.

Вы не учли одно но. Это работает для быстрых мышечных волокон, которых у элитных культуристов, судя по всему, больше, а вот у обычных людей по-разному…
21 08 10 | 18.48
Vorant
"разрушениями в мышечных волокнах (и в частности в митохондриях), за счет перезакисления". Вот это не факт. Что-то подсказывает, что при определенных условиях закисления можно избежать вовсе. Иначе как объяснить мировые рекорды по подтягиванию (3,750 раз за 12 часов) и отжиманию (46 001 раз за 12 часов). Не уверен, что обладаю последними сведениями, но важен порядок чисел. Если я правильно понимаю эффект закисления проявляется болью в мышцах через какое-то время после тренировки. Честно говоря, при работе со средними и лёгкими весами до утомления (правда без многочисленных подходов, максимум 2 подхода, да и те очень много времени занимают) такого эффекта у себя не наблюдаю и на следующие дни ничего не болит. Видимо, есть какая-то особенность организма, которая позволяет предотвращать закисление.
21 08 10 | 20.18
Леонид Зайцев
Vorant, по поводу того что можно избегать перезакисления. Вы попали в самую точку. Именно поэтому марафонцы могут бежать больше двух часов со скоростью, с которой обычный (даже тренированный) человек не продержится и трех минут, и именно поэтому возможны те достижения, о которых Вы пишете. Потенциал медленных (способных дышать) мышечных волокон у людей, способных на это настолько высок, что они способны выдерживать относительно высокие нагрузки в течение длительного времени. Кстати я уже не раз цитировал слова В.Н. Селуянова и Е.Б. Мякинченко о том, что если бы мышцы обычного человека могли потреблять весь кислород, который к ним доставляется, то этот человек смог бы стать мастером спорта в видах на выносливость.
21 08 10 | 23.24
Vorant
И как развивать этот потенциал? Сейчас предположу, что порекомендуете ИЗОТОН. Но всё же...
22 08 10 | 11.46
Леонид Зайцев
Vorant, я порекомендую Вам почитать мои статьи, посвященные принципам тренировки пилатес и изотонической тренировке, в блогах или на моем сайте. Если возникнут вопросы о практической реализации конкретных механизмов, то я постараюсь ответить.
21 08 10 | 13.29
Доктор Фитнес
Леонид, неужто Вы так накачали Musculis Pectoralis делая многочисленные подходы с легким и средним весом или применяя методику Изотон? Я категорично сумневаюсь )))
21 08 10 | 14.36
Леонид Зайцев
Уважаемый, Доктор Фитнес. Думаю, процентов на 60-70 это генетика, конечно, в моей жизни было достаточно много разнонаправленной, в том числе, силовой тренировки, которая, кстати, не ставила главной целью развитие именно больших грудных мышц. Последние же лет пять с большими весами вообще не работаю. Тренируюсь по полной редко, слишком много энергии занимает работа. Но если тренируюсь, то это преимущественно ИЗОТОН на гравитационном тренажере в сочетании с различными дыхательными техниками.
21 08 10 | 15.33
Татьяна Егорова
Никому не даёт покоя, Ваша накаченная грудь, простите мышцы :)). Это так размышления вслух
24 08 10 | 22.49
numi
Здравствуйте Леонид! Спасибо за статью о системе"Изотон". Очень интересно. Это послужило копаниям в инете и как результат книга Оздоровительная тренировка по системе «Изотон» Е.Б. Мякинченко и В.Н. Селуянов. Могли бы Вы прокомментировать гимнастику «Хаду» Звиада Арабули. Очень хотелось бы узнать Ваше профессиональное мнение. Как мне кажется, в ней очень хорошо прослеживаются принципы «Изотона» Спасибо
25 08 10 | 17.03
Леонид Зайцев
Здравствуйте, numi. Спасибо за теплые слова. По поводу гимнастики «Хаду» скажу следующее. Она хороша для замкнутых пространств и в отсутствии гравитации. Подобная одновременная работа мышц антагонистов практически не реализуется в естественных движениях, а значит и прибавка в силе отдельных мышц будет очень плохо переноситься на повседневную жизнь. К суставам, имеющим больше одной степени свободы, понятие антагонистов вообще слабо применимо и смоделировать естественные нагрузки, какими либо искусственно выполняемыми движениями чрезвычайно сложно. Судя по хорошей физической форме, в которой находится автор, система работает, но ожидать от нее каких-либо фантастических результатов я не склонен.

Что касается прослеживания принципов Изотона. Если Вы напишите о конкретных аналогиях, я их прокомментирую, а то, боюсь, что итак слишком растянул ответ.
25 08 10 | 18.43
numi
Леонид, большое спасибо. за ответ. Жду "Изотон" на "Живи"))) Извините, а когда планируется выход данной программы?
26 08 10 | 11.41
Леонид Зайцев
Программы по ИЗОТОНу готовились специально для сайта ЖИВИ, больше я , к сожалению, ничего сказать не могу.
23 09 10 | 22.51
Sea shell

Я очень люблю заниматься пилатес на фитболе, т .к. занятия на фитболе учат тело балансировать, задействуя при этом многие мышцы,позволяет снять нагрузку с позвоночника.Люблю сидеть на таком мяче вместо кресла, когда тел смотрю ,т.к. во время сидения мышцы спины и пресса всегда активны, и вы вынуждены их напрягать чтобы балансировать телом, тем самым поддерживая правильную осанку. Жду пилатес на мяче ! Одной заниматься скучно.Когда занятия начнутся?

24 09 10 | 00.35
Леонид Зайцев
Sea shell, я надеюсь, что скоро :)