«Фит-микс»
Леонид
Зайцев

Леонид Зайцев о том, как, чем и зачем дышать


22 03 10 | 06.18

Вопрос о том, как дышать, звучит несколько странно. Ведь каждый из нас дышит с первого до последнего дня своей жизни. Вроде бы это должно получаться само собой, но все оказывается не так просто: многие проблемы со здоровьем возникают как раз из-за нерационального дыхания.

Ответ на вопрос «чем дышать?» вроде бы тоже лежит на поверхности. Разумеется, воздухом, в котором есть достаточное количество кислорода. Причем чем больше этого кислорода, тем лучше. Но и здесь все не так однозначно: переизбыток кислорода может быть вреден, как и его недостаток.

Вопрос «зачем дышать?» вообще может показаться странным — очевидно, что для поддержания жизни. Хотя есть и дополнительные варианты ответов.

Но давайте обо всем по порядку. Я позволю себе коснуться лишь некоторых альтернативных вариантов ответов на эти вопросы.

Итак. Как дышать: грудью или животом, глубоко или поверхностно, редко или часто? На этот счет существуют различные точки зрения. Дыхание с расслабленным животом более экономично: гораздо легче «расшевелить» живот, нежели такую жесткую конструкцию, как грудная клетка. С другой стороны, дыхание при несколько подтянутом животе, такое как в пилатесе, позволяет больше наполнить легкие воздухом и поддерживает опорную функцию позвоночника. Подключая при глубоком дыхании нижнюю часть легких, которые здесь расширяются и к тому же лучше омываются кровью, мы резко увеличиваем количество кислорода, попадающего из легких в кровь. Известно, что глубокое неспешное дыхание успокаивает, в то же время дышать глубоко и часто чревато гипервентиляцией, вызывающей резкое сужение сосудов головного мозга, головокружение и даже потерю сознания.

Чем дышать? Все мы дышим воздухом, в котором содержится определенное количество (21%) кислорода. При этом ощущение свежести воздуха связано вовсе не с количеством в нем кислорода, а скорее с наличием различных примесей и отрицательно заряженных ионов (которых, в частности, особенно много в воздухе после грозы), но это уже другая история, не совсем относящаяся к теме. Бытует мнение, что, поскольку кислород необходим организму, его не может быть слишком много, в свою очередь, углекислый газ — это нечто вредное, что необходимо поскорее вывести из организма. Однако, как показывает практика, многие болячки развиваются как раз из-за недостатка углекислого газа в крови как главного регулятора просвета кровеносных сосудов, а следовательно, потребления тканями кислорода. На этом основываются рекомендации некоторых оздоровительных методик по ограничению дыхания в повседневной жизни. Кстати говоря, положительные эффекты от занятий фитнесом, в частности от такого популярного на «ЖИВИ!» бодифлекса, во многом относятся именно к накоплению некоторого дополнительного углекислого газа во время занятий.

Зачем дышать? Дыхание необходимо для поддержания жизни, и это так. Однако из всех физиологических систем организма дыхание имеет одну отличительную особенность. Нервная регуляция дыхания может осуществляться как непроизвольно (дыхательным центром продолговатого мозга), без участия нашего сознания, так и произвольно (корой больших полушарий), с участием сознания. Это находит свое отражение в попытках использовать дыхание как инструмент, позволяющий, с одной стороны, контролировать сознание, а с другой — подчинить сознанию процессы, которые протекают в организме неосознанно.

А как вы считаете, нужно ли целенаправленно работать над своим дыханием или все должно получаться само собой?

Полезные ссылки:

Видеозанятия «Пилатес» и «Фит-микс» в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».

Комментарии | 22 |


22 03 10 | 10.28
Катерина Камышева
к вопросу "Как дышать?"- если существуют разные методики, более полезные с одной стороны и менее - с другой, может быть лучше чередовать эти техники?)) Подышал животом часок, как в китайской гимнастике, потом подтянул живот - и дышишь как в пилатесе, а вечером дома практикуешь дыхание, как в бодифлексе)) И так каждый день по чуть-чуть) Или это тоже не выход?
22 03 10 | 14.59
Мир Перемен
Есть практики, которые помогают даже продышать проблемы, холотропное дыхание, не слышали?

От сильного стресса мне помогло именно оно..

И на кундалини, после хорошей практики, некое измененное состояние сознания, не замечали?
22 03 10 | 18.53
Леонид Зайцев
Ну если не чередовать, то выбирать оптимальную для конкретного момента модель дыхания. Едва ли, например, можно представить штангиста с выпяченным животом во время выполнения движения, т к в этом случае его позвоночник просто не выдержит нагрузки. В то же время рационально ли тратить энергию на создание повышенного давления в брюшной полости во время релаксационных практик йоги и цигун. При этом в йоге есть достаточное количество практик, в которых используется подтягивание живота.

Если говорить о технике дыхания, используемой в бодифлекс, то не смотря на потрясающие результаты, которые система демонстрирует у новичков в вопросах дыхательных практик, едва ли задержка дыхания на 8-10 секунд после каких бы то ни было манипуляций вызовет сколько-нибудь заметный эффект у искушенных практиков йоги или цигун.
22 03 10 | 20.19
Катерина Камышева
Ну я не имела ввиду, что как раз выбирая оптимальную среду.

Но после Вашего ответа, чередовать расхотелось. Захотелось осмыслять)
22 03 10 | 21.27
Леонид Зайцев
Ну это же хорошо :)
22 03 10 | 10.52
Olga U.
Очень важно, чем дышать. Говорят, что лесной воздух очень полезен. Но почему-то на природе от такого воздуха я часто испытываю сонливость. И заниматься любым видом фитнеса на природе мне тяжелее, чем в помещении.
22 03 10 | 11.34
Катерина Камышева
у меня у мамы так было. мы приезжали в деревню, у нее начиналась головная боль, или головокружение. все шутили, мол, давай положим тебя под выхлопную трубу, городская женщина)) а потом привыкать начала, когда купили свой участок и начали ездить часто, у нее все прошло. Может, это правда у Вас из-за городской жизни?)
22 03 10 | 12.47
Olga U.
Возможно, Вы правы....как типичное дитя цивилизации, я просто не привыкла к чистому воздуху)))))

Одна моя подруга, когда приглашает на прогулку, шоппинг или еще куда-нибудь, говорит: "Пойдем, подышим свежим городским воздухом))))".
22 03 10 | 19.05
Леонид Зайцев
Лесной воздух едва ли отличается от городского по количеству кислорода в нем. Однако в нем больше отрицательно заряженных йонов (придающих воздуху свежесть) и меньше вредных примесей. Есть занятное объяснение, почему за городом на «свежем воздухе» порой ухудшается самочувствие. Из за этой самой «свежести» и отсутствия в воздухе примесей характерных для больших городов, горожанин, попавший загород начинает рефлекторно глубже дышать, этот процесс сопровождается гипервентиляцией, «вымыванием» из крови углекислого газа и сужением сосудов, питающих головной мозг.
22 03 10 | 19.43
Алексей

Пара мыслей по поводу

Характер дыхания соответствует определенным психосоматическим состоянием. На мой взгляд, дыхание в четко заданных ритмах штука, с которой следует обращаться крайне осторожно. Острый нож в неумелых руках может принести вреда больше, чем пользы. Куда полезней и безопаснее осознавать свое естественное дыхание. Мое личное наблюдение таково: привнесение осознания автоматически меняет характер дыхания. Сначала делает его немного хаотичным, а через несколько минут более спокойным, глубоким и ровным. Итог всегда со знаком плюс.



Что касается, чем дышать.... Как-то прочитал любопытную статью о том, что весенний авитаминоз на самом деле следствие увеличения содержания кислорода в воздухе (появляется зелень + солнце = фотосинтез и необходимость организму адаптироваться к новым условиям). Автор статьи также писал о том, что благодаря изменению состава вдыхаемого воздуха у человека бросающего курить первое время ( необходимое для адаптации) немного ухудшается умственная деятельность.
22 03 10 | 21.24
Леонид Зайцев
По поводу осторожного обращения с навязыванием ритма дыхания абсолютно с Вами согласен, как впрочем, и с тем, что одно лишь осознание способно изменить характер дыхания. Но… всегда найдутся желающие идти дальше, и, на мой взгляд, лучше делать это, вооружившись знаниями конкретных физиологических механизмов.

На счет повышенного содержания кислорода весной - сходу согласиться не готов, так как и активность и количество потребителей кислорода весной также возрастает, а, кроме того, основным поставщиком кислорода являются, если я не ошибаюсь, водоросли мирового океана. Но буду очень признателен, если кинете ссылку на автора и название данной статьи.
22 03 10 | 22.31
Алексей
Статья о которой идет речь попалась мне на глаза достаточно давно (запомнилась потому, что показалась хоть и спорной, но тем не менее любопытной). С ходу ссылку не брошу. Попробую поискать в сети.

Что касается навязанного ритма дыхания, главное чтобы желающие идти дальше четко понимали, что делают и зачем. Серьезная работа с дыханием сродни ювелирному искусству.
22 03 10 | 22.36
Алексей
Это не совсем та статья, но аргументация похожа...

http://www.kurenkoff.ru/node/113
23 03 10 | 11.02
24 03 10 | 19.44
ORA
спасибо за Вашу рекомендацию, Леонид :) прочитав Ваш блог и комментарии к нему, могу сделать свой возможно субъективный вывод - дыхание, являясь одним из непрерывных жизненных ритмов, на мой взгляд нельзя разделять от общего понятия биоритма человека (это ведь весьма индивидуальная штука). дыхание может зависить и от образа жизни, и от места проживания и от частоты биения сердца, и от еще много-много чего. я не врач, но кажется мне, что все эти процессы неразрывно друг с другом всязанны. поэтому если резко (или же постепенно) менять режим, или частоту, или манеру дыхания, на мой взгляд, это приведет к сбою биологических ритмов человека. скажем, у людей, более спокойного склада характера, биение сердца более медленное, а стало быть и дыхание более размеренное и нечастое. еще хотелось бы отметить такую интересную особенность - зависимость дыхания от рода деятельности. к примеру, певцы имеют совершенно уникальную систему дыхания - воздух поступая в легкие, задерживается мышцами верхнего пресса и диафрагмой, т.е. при дыхании расширяется и грудная клетка, и напрягается живот (не "раздувается"!), но в отличие от дыхания по системе пилатеса пупок к позвоночнику не притягивается. и надо сказать, что такое дыхание очень полезно для развития диафрагмы. для вокалистов существует даже своя дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). поэтому, на мой взгляд, при желании что-то поменять в своем дыхании (это к вопросу о чередовании манеры дыхания) я думаю в первую очередь нужно отталкиваться от собственных индивидуальных особенностей. у меня, к примеру, после занятий пилатесом формируется равномерность дыхания - из-за нехватки воздуха раньше я часто начинала зевать, теперь такое наблюдается реже, даже при быстрой ходьбе. посмотрим какие измения будут дальше. я вообще считаю, что нужно лучше прислушиваться к собственному организму - он сам все расскажет :)
25 03 10 | 11.43
Леонид Зайцев
Спасибо за такой объемный комментарий. Он содержит столько информаци, что , если все комментировать, то получится целая статья, а, возможно, и не одна. Даже не знаю с чего начать... поэтому просто соглашусь с Вами по части того, что нужно лучше прислушиваться к своему организму :)
28 03 10 | 12.46
ORA
немножко жаль - думала, Вы меня поправите, если я в чем-то ошиблась :)
29 03 10 | 01.36
Леонид Зайцев
Еще раз спасибо. Я обязательно изложу свой взгляд в ближайшее время,думаю, в виде отдельной статьи, но чуть позже (сейчас идут съемки очередного сезона и готовится новый проект, а при условии, что я провожу до 40 тренировок в неделю, нет ни минутысвободного времени). Поскольку Вы подняли в своем комментарии сразу несколько интересных тем, то наспех отписываться мне не хотелось бы. Вы готовы немного подождать :)
31 03 10 | 21.17
ORA
разумеется готова :)
01 04 10 | 15.54
Леонид Зайцев
На днях на ЖИВИ должны начаться съемки нового проекта под рабочим названием Фитмикс или улучши свою фигуру с Леонидом Зайцевым, кроме того, продолжаются съемки очередного сезона пилатеса, так что времени в обрез. Тем не менее, как только появится свободная от посторонних мыслей минута (к сожалению это едва ли случится раньше майских праздников) постараюсь посвятить ее новой статье о дыхании, тем более что Вы затронули так много интересных вопросов.
02 04 10 | 13.48
ORA
здорово!! буду ждать нового проекта :)

удачи Вам на съемках!!
02 04 10 | 17.42