Редактор
Карен
Шаинян

Курение: за и против


01 03 10 | 05.02

Французская антитабачная кампания наделала шума во всей Европе. Впрочем, она меркнет по сравнению с новой табачной рекламой на Кубе.

Первая новость пришла из благополучной Франции. Курят здесь, конечно, побольше, чем в иных западных странах (42% мужчин и 34% женщин старше 18 лет), но несравнимо меньше, чем, скажем, в Китае (59% и 3% соответственно). Так вот, чтобы снизить эти показатели, на улицах Парижа появились рекламные плакаты, на которых подростки держат во рту сигарету так, что создается недвусмысленное впечатление, будто они занимаются фелляцией с немолодым пузатым дяденькой. Впрочем, лучше один раз увидеть:

В общем, классический пример шокотерапии, которую на Западе не боятся применять в социальной рекламе, и за которую я, кстати, их очень уважаю. Эта реклама вызвала бурю негодования со всех сторон. Понятно, что она не понравилась табачникам, вполне логично, что она задела чувства детских правозащитников. Но самое удивительное: некоторые представители антитабачных организаций высказались в том духе, что эта реклама — злая шутка на тему педофилии, а на эту тему шутить нельзя.

Не знаю, по мне, так эта реклама прямым текстом сообщает: «Вас имеют табачные компании». Мысль вполне справедливая. Тем более что взаимосвязь курения и стадии оральной фиксации удовольствий установил еще доктор Фрейд. И в этом смысле точнее сюжета для антитабачной рекламы просто не найти.

Куда более шокирующей мне показалась другая новость с Кубы (здесь курят 48% мужчин и 28% женщин). У тамошнего сигарного гиганта Habanos S. A., видите ли, продажи за последний год упали на 8% и составили лишь $360 млн. Поправить свои дела кубинские табачники решили за счет женского населения острова. Чтобы увеличить количество курящих женщин, Habanos S. A. планирует прививать им привычку к сигарам. Для этого они выпускают новую марку Julieta — дамский аналог известных сигар Romeo y Julieta. Они будут тоньше и чуть легче. Вот здесь, мне кажется, французская фривольность меркнет перед цинизмом кубинских производителей.

Какое все это имеет отношение к нам? По-моему, прямое. В России курят 58% мужчин и 16% женщин старше 18 лет. Как ни крути, но уровень курения в любой стране обратно пропорционален ее цивилизованности. Если вспомнить ту унылую муть, которую являет собой наша антитабачная реклама, и обилие тонких дамских сигарет в палатках, становится очевидно: как и куда именно нас имеют табачные производители. Неприятно, правда?

Ваше мнение:

Вам нравится шоковая социальная реклама?

Да | Нет |

Комментарии | 32 |


01 03 10 | 08.23
Olga U.
Французы молодцы! Может, с одной стороны, такая реклама и резковата, но, с другой стороны, она соответствует своей цели - вызвать отвращение к курению. Чтобы снизилось количество курящих, как раз и нужно, чтобы курение считали чем-то омерзительным.

По-моему, антитабачных кампаний проводится мало именно из-за того, что наше здоровье ущемляет интересы некоторых отраслей, например, медицинской и фармацевтической: если вдруг все дружно решат бросить курить, это будет удар не только по табачной отрасли. Люди станут меньше болеть, меньше обращаться в платные лечебные учреждение, и, самое главное, будут покупать меньше лекарств!! Производителям лекарств очень выгодны больные люди, а здоровые для них как нож в горло.
01 03 10 | 11.39
Карен Шаинян
Про французов полностью согласен. А вот почему наша социальная реклама такая блеклая - это совсем не так. Тайный заговор фармпроизводителей - это сомнительно, как любая теория заговора. Даже табачные кампании тут не при чем. Они могут лоббировать более мягкие законы о рекламе табака, но они никак не влияют на содержание социальной рекламы. Тут другое. Социальную рекламу заказывают чиновники, а у них свои взгляды: с одной стороны мы вроде против курения, но слишком резко высказываться боимся. Получается такая вялая борьба в рамках приличий. Все должно быть "культурно". К тому же, сами чиновники курят не меньше других, и поэтому антитабачные кампании устраиваются по большей части для проформы. Такой очень совковый подход, на самом деле.
01 03 10 | 13.08
paratrooper
Карен, а Вы хоть раз видели хорошую рекламу, произведенную в России? Инсайт у эфранцузской рекламы рекламы классный, но она, к сожалению, пошлая на мой взгляд.
01 03 10 | 13.11
paratrooper
Полная чушь!!!! Нет статистики, подтвердающей, что курящие люди больше болеют! И кто сказал, что курящие - значит больные??? Так знаете ли можно кого угодно заклеймить.
01 03 10 | 15.45
Карен Шаинян
В России производят остроумную, запоминающуюся и оригинальную рекламу, только она вся коммерческая, а не социальная.

А насчет того, что курящие люди больше и чаще болеют.... Вы всерьез думаете, что курение безвредно для здоровья? Тут мне даже полемизировать с Вами немного странно, вопрос-то давно закрытый. Если вас интересуют конкретные статистические данные, вот здесь http://quitsmoking.about.com/od/tobaccostatistics/Smoking_Statistics_Tobacco_Use_and_How_it_Affects_Us.htm выложены ссылки на соответствующие исследования.
01 03 10 | 10.40
Диана
Правильная реклама!
01 03 10 | 11.40
Карен Шаинян
которая из них?
01 03 10 | 16.09
Диана
конечно французская!
01 03 10 | 12.08
Olga U.
Про обилие сигарет в палатках очень верно сказано. Да и не только в палатках, в крупных супермаркетах ассортимент табачной продукции иногда бывает шире, чем, например, ассортимент кондитерских изделий. Все-таки, спрос рождает предложение. А спрос у среднестатистического российского потребителя выше всего на алкоголь и табачную продукцию. В общем, люди имеют то, что заслуживают.
01 03 10 | 12.31
Карен Шаинян
В случае с сигаретами и прочей табачной продукцией я как раз не считаю, что мы имеем то, что заслуживаем. Во многих странах запрещено даже производство тонких и легких сигарет, тем более реклама их как менее вредных. Если бы у нас было то же самое, если бы у нас пол пачки занимала черным по белому надпись "КУРЕНИЕ УБИВАЕТ" вместо этой приписочки мелким шрифтом про "опасность", тогда и курили бы точно меньше. Америка тридцать лет назад дымила не меньше России сегодня, но все изменилось. Так что тут дело не в том, чего мы заслуживаем. Здесь не спрос рождает предложение, здесь пиар рождает спрос. И вот этот пиар сигарет нужно в первую очередь прекращать.



Кстати, интересное исследование на тему. Как только на Западе стали запрещать салоны загара, продавци домашнего оборудования для загара стали использовать те же приемы, что и табачные компании: http://www.sciencedaily.com/releases/2010/02/100226212833.htm
01 03 10 | 13.20
paratrooper
Olga U. ! Спрос на табачную продукцию высок не только в россии, в Японии и Китае, например, этот спрос куда выше! То же касается потребления алкоголя во многих европейских странах. Я согласен, мы имеем то что заслуживаем - много некачественных сигарет и плохого алкоголя)))
01 03 10 | 15.57
Карен Шаинян
То есть, по-вашему, качественные сигареты курить не вредно?!
01 03 10 | 16.04
Карен Шаинян
Про Китай и Японию - это миф. Вот точные цифры за 2003 год http://www.who.int/cardiovascular_diseases/en/cvd_atlas_29_world_data_table.pdf В Японии курят 52% мужчин и 12% женщин, у нас - 58% и 16% соответственно. Про китай есть в самом тексте. Так что Россия давно и прочно на первом месте по курению.
01 03 10 | 13.03
Knipper
дурное дело - не хитрое)))))
01 03 10 | 14.17
Юлия Маркунина
По мне французская реклама, очень уж французская. Причем в плохом смысле. Она не тонкая, она просто блеклая. Графически айстоппер отсутствует, хотя сообщение лобовое - никакой игры ума не предполагается. В том, что от нее будет эффект даже во Франции я очень-очень сомневаюсь.

Кнопка на которую в ней жмут – человеческое достоинство, на мой взгляд совершенно бесполезна, когда речь идет о зависимости. Ну, или в этом случае сработало вхолостую. До шокирующей ей как до луны, разве нет? Ну, признайтесь честно, разве вас ШОКИРУЕТ этот принт?

Меня больше шокирует реклама в московском метро, где выжимают легкое, а из него сочится темно-зеленая вязкая жижа. Или был еще принт, где сигарный лейбл приклеен на коричневый, действительно сигароподобный! экскремент. Здесь через отвращение есть хоть какой-то шанс достигнуть высокой цели.

Но с другой стороны, я согласна с данными, опубликованными в 2006 году на портале о креативной рекламе, что социальная реклама не борется с курением, а заставляет курить.

«Дело в том, объясняют специалисты, что социальная антиреклама действует весьма избирательно и специфично. Некурящий человек, например, просто ее не замечает, для него это просто фон. Что касается зависимого от курения человека, то ему абсолютно все равно, в каком контексте увидеть вожделенную сигарету: в форме красивой рекламы или же грозного предупреждения. В любом случае, знакомый образ обязательно вызовет у него непреодолимое желание закурить. «У заядлого курильщика уже отсутствует рациональное понимание полезного или вредного для здоровья, - объяснил «НИ» руководитель медицинской программы Фонда «Нет алкоголизму и наркомании», эксперт общественной палаты Сергей Полятыкин. - Поэтому напоминание в любой форме вызовет у зависимого приятные ассоциации».
01 03 10 | 15.52
Карен Шаинян
Вот, кстати говоря, мысль о том, что меня имеют табачные компании очень помогла мне бросить курить. Реально. Я привык думать, что никакое уличное мошенничество типа лохотрон меня не разведет. И ни разу в жизни я никому из наперсточников не дал ни копейки. А здесь я десять лет к ряду каждый день послушно и добровольно отдавал по 30-50 рублей. Кому как, мне эта мысль помогла больше, чем Ален Карр.



А про, как ты выражаешься, "айстоппер", это совсем уж дело вкуса. Но если бы его не было, шуму бы тоже не было, согласись
01 03 10 | 16.42
Юлия Маркунина
Шум может быть из ничего.

А тебе помогла просто эта мысль? или ты считал ее с этих постеров?
01 03 10 | 17.50
Юлия Маркунина
портал adme я тут цитирую, конечно.
01 03 10 | 14.32
Olga U.
Заядлого курильщика такая реклама, скорее всего, не убедит. А некоторых из недавно начавших и еще не втянувшихся, возможно, и остановит.
01 03 10 | 15.04
Юлия Маркунина
Всегда рада разубедиться. Но я вот сейчас подумала, что ни разу не встречала реплик из серии "я бросил курить после такой-то рекламы" или "у меня был такой период в жизни, а тут еще эта реклама, вообщем в итоге я бросил курить". Слышала "прочитал эту книгу и бросил". А вот про рекламу ни разу. А вы?
01 03 10 | 15.55
Карен Шаинян
А это вообще ничего не доказывает. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал, мол, "увидел рекламу Кока-колы, и побежал покупать. Это же не значит, что реклама бесполезна. Реклама действует медленно, незаметно и в основном на подсознание. Если не будет никакой рекламы сигарет, но будет много яркой антитабачной рекламы, у курения появится такой плохой имидж, что детям уже не придет в голову курить. А пока сигареты рекламируются как часть красивой и разостной жизни, их будут покупать. Это же очевидные вещи.
01 03 10 | 17.12
Юлия Маркунина
Я не доказываю здесь, а размышляю. И специально привела две формулировки возможной фразы - сиюминутную и растянутую во времени, когда впечатление от реклама было "до кучи". Говорить о рекламном воздействии, когда ты совсем вообще не отдаешь себе отчет, что на тебя что-то произвело впечатление, извини. Это уже шаманство и 25й кадр.

Ты же сам говоришь про имидж. Имидж "Кока-колы" ее продает и да, я могу сказать, что предпочитаю ее "Пепси" только из-за ее рождественской рекламы с фирменной песенкой. Так что считай ты услышал)
08 04 10 | 14.36
Evgeniya
Теперь Вы, Карен, читаете: " Я пошла покупать Пепси после того, как увидела ее рекламу" И это правда! Во время беременности и, к сожалению, до сих пор, я подвластна таким приемам! Но это не касается алкоголя и сигарет. Только социальная антиреклама алкоголя на канале РТР очень меня радует! Когда приводится статистика о рождаемости и смертности, связанная именно с употреблением алкоголя. Или реклама про то, как ты с утра после вечеринки идешь в гальюн и справляешь отмершие клетки своего мозга в унитаз! Вот это мне понравилось! И еще стопка с плавающем в ней мозгом! Круто! И там подпись какая-то резкая довольно!!!

А эта французская реклама против наших явно слаба!!!!
01 03 10 | 17.19
Olga U.
Одна моя знакомая, работающая в рекламном бизнесе, рассказывала, что при планировании кампаний по продвижению табачной продукции они видят своей целевой аудиторией, прежде всего, подростков. На подростков, мол, проще всего повлиять((
01 03 10 | 17.24
Юлия Маркунина
Чтобы окончательно не уйти во флуд, резюмирую свое мнение по этому поводу.

Конкретно эту рекламу считаю бессмысленной, потому что сообщение размыто и вызывает кучу вопросов. Если посмотреть обсуждения в сети - многие люди увидели в ней гладящего по головке дядю, кто-то увидел посвящение в рыцари. Подобная неоднозначность недопустима в социальной рекламе. Я все сказала)
01 03 10 | 17.37
Trailbreaker
поддерживаю , растуды в качель!
09 03 10 | 22.31
Ksenia

Я тоже так подумала. Вообще, простите за дилетантство, но мне кажется у всех рекламщиков какое-то гипертрофированное ощущение "болевых точек" аудитории. Глядя на эти изображения только человек с очень извращенной фантазией может углядеть там сексуальный подтекст. Или у французов у всех менталитет такой "своеобразный"? %)

А лично я бросила курить, занявшись обычным фитнесом. Я просто не смогла уже выполнить ту норму, которую могла делать раньше, и это меня очень стимулировало напрочь завязать с курением. Вообще, если основная цель PR-щиков - это молодежь (а она всегда тянется к моде и красоте), то уж лучше на мой взгляд показать подтянутую атлетичную девушку, выполняющую какое-нибудь упражнение, а рядом менее атлетичную, с сигаретой в зубах, тщетно пытающуюся то же самое повторить :)) будет и смешно, и обидно!

А про табачных королей и фиктивную социальную политику государства - это, конечно, риторические вопросы... :(

10 03 10 | 09.14
Liera
французы - молодцы: реклама без всяких излишеств - ясно и понятно - сигареты тебя имеют) извиняюсь за грубость.

а у нас в РФ нужно не только рекламки выпускать, а ужесточять законодательство в плане выпуска/распрастранения сигаретной продукции и контролировать его исполнение. особенно в части продажи сигарет подросткам.

А про то, что от курения не болеют и это безвредно - совсем смешно рассуждать. когбудто подросток это написал х-)

Кsenia - у этой рекламы ЯВНЫЙ сексуальный подтекст, странно что вы не заметили.
12 03 10 | 12.24
Ksenia
Нет, я лично не вижу этой "явности"...

Может в Европе более актуальны проблемы педофилии, и у людей рефлекс на каждую осечку. Лично я о педофилии постоянно не думаю :) И потом: "Быть рабом.." - вовсе не значит сразу сексуальное рабство.. (!??) % бред какой-то ))) Вообще утратили какие-либо морально-нравственные ценности, остался только секс, только о нем снимать рекламы...
12 03 10 | 22.39
Наталия
Антиреклама пошлая.

А у нас в Оренбурге в маршрутных "Газельках" и частных автобусах повесили объявления следующего содержания: "Если во время рейса водитель курил, Вы вправе не платить за проезд!". Вот так. Иду на работу, а от меня одна студентка с сигаретой прячется за спины подружек. Я ей говорю: " Можешь не прятаться- я и так знаю, что ты куришь". Потом, конечно в группе были вопросы, откуда я это знаю. Пришлось объяснить. Были удивлены.
12 03 10 | 23.17
Марина Демина

ВЫ вообще о чем?

У вас что реально возник вопрос вредно ли курить?

Конечно курение не всегда приводит к смерти (к этому приводит жизнь в принципе) Вот только качество этой самой жизни примерно после 35 у курящих заметно отличается от качества жизни НЕ курящих людей.

Я курила 16 лет. А когда начала замечать морщинки и смену цвета кожи, так извините взяла и бросила. И не пожалела нисколько. Напротив состояние улучшилось, меньше усталости больше бодрости, по утрам легче подняться, Да КУРИЛЬЩИКИ вы просто попробуйте, а не спорьте, ведь вы же не знаете как оно когда НЕ КУРИШЬ!

А реклама супер, тем кто себя уважает после такого намека (стоя на коленях) сигарета в рот не полезет.

24 05 10 | 05.10
MaTriosquin

А я бы, просто, рассказывал правду о курении в школе, в университете, по телевидению и радио. и не про ужасные проценты курящих или страшные изменения в лёгких, а про хитрый механизм надувательства. Рассказывал бы, как, в результате каких уловок рекламщиков мужчины хватаются за сигареты как способ доказательства своего мужества, при том... что ещё со времён Колумба табак использовался в монастырях для превращения монахов в импотентов. Получается, хочешь стать настоящим Мужчиной - стань импотентом! Абсурд? Тем не менее, это я бы и написал на упаковке. А мелким шрифтом объяснил физиологию этого превращения. Она ж проста: как дважды два. Никотин имеет свойство сужать артерии и одновременно расширять вены. Пробовали Вы когда-нибудь надуть рваный (не проколотый, а именно рваный) шарик? Сколько в него ни дуй, а воздух из него быстрее выходит, чем Вы успеваете туда надуть. Вот, и здесь то же самое. И женщин это касается. Женщина никогда не получит удовлетворения без эрекции. У неё она не так видна, как у Мужчины, но тоже есть. Вернее, бывает. У некурящих. Этот эффект никотина, конечно срабатывает не сразу, а начинает проявляться годам к 35. Хотя, есть и такие, у кого уже лет в 27 "хорошо висит". Об этом должны знать все. Я до сих пор, кому ни рассказывал, ещё ни разу не встретил человека, который бы раньше уже знал об этом. Ужасно!