Редактор
Ника
Макаревич

Свежий взгляд на кризис среднего возраста


18 02 10 | 04.30

«Кризиса среднего возраста больше нет! Это миф, будто каждого второго 40-летнего юбиляра ждет впереди великая депрессия», — заявил израильский психолог Карло Штренгер со страниц The Time. Что это, революция в психологии или очередная псевдонаучная ересь?

Напомню, что кризис среднего возраста — одно из основополагающих понятий не только в возрастной психологии, но и в психологии вообще. И хотя сам термин был введен в оборот сравнительно недавно, около полувека назад, сегодня к нему «привязана» масса психологических проблем, для решения которых придуманы десятки психотерапевтических техник. Каждый второй сознательный индивид, достигший 35–45 лет, уже почти бессознательно, в силу сложившегося стереотипа списывает все свои тревоги и трудности на кризис среднего возраста. И каждый второй психолог убежден, что именно этот пресловутый кризис способствует неуклонному росту «популярности» депрессии — заболевания, которое называют проблемой номер один современного человека (справедливости ради стоит упомянуть, что это заявление время от времени опровергается).

Более того, существуют целые институты, изучающие явление midlife crisis. И вот вдруг на арене появляется ученый (и довольно известный), который осмеливается заявить на весь мир, будто никакого кризиса середины жизни больше нет. Мол, сегодня по сравнению даже с прошлым поколением люди стали жить значительно дольше, насыщеннее, интереснее, у них появились широчайшие возможности для реализации и в карьерной сфере, и в творчестве, и в личном плане, отнюдь не ограниченные возрастом.

Мне как человеку медленно, но верно подгребающему к отметке 35 и уже ощущающему железную хватку времени на собственной шее, стало невероятно интересно, на каком основании всеми уважаемый профессор психологии Тель-Авивского университета Карло Штренгер (Carlo Strenger) сделал подобные выводы. И почему, если кризис среднего возраста в наши дни — это архаизм и рудимент, я постоянно наблюдаю его проявления. Например, один мой приятель (40 лет) неожиданно променял свой вместительный и надежный Defender на элегантный спорт-купе, который год спустя, однако, так же нежданно-негаданно продал. Другой знакомый (39 лет) женился на 18-летней парижанке, оставив в России первую жену и двоих детей, однако не прошло и семи месяцев, как он вернулся с повинной в лоно прежней семьи. Жена брата (42 года) — безупречный, авторитетный адвокат со стажем почти 16 лет — вдруг подалась в дизайнеры интерьеров (правда, все дело закончилось лишь обучением). Если все это не попытка удрать от кризиса среднего возраста, тогда что же, просто бесхитростные чудачества?

В интервью журналу The Time Штренгер поясняет: «Специфика современного времени состоит в том, что сегодня гораздо больше зависит от самого человека, нежели от условий, в которых мы существуем. Если человек относится к своему среднему возрасту как к эпохе потерь, тем самым он программирует свое будущее и свой собственный кризис. На самом деле с таким же успехом этот рубеж — 35–45 лет — может стать и временем расцвета. Иными словами, самым плодотворным и вдохновенным, наиболее удачливым и приятным периодом в жизни». В первую очередь израильский психолог основывается на собственных наблюдениях: «Это удивительно, но, наблюдая в течение последних нескольких лет более чем 1500 представителей возрастной группы от 35 до 45 лет, мы с коллегами обнаружили, что почти все они, за редким исключением, чувствуют себя гораздо более уверенными, свободными, счастливыми и внутренне стабильными, чем 10–20 лет назад».

Объяснение этому феномену 51-летний Штренгер находит в существенном улучшении социальной картины (хотя, как помним, он же утверждает, что современный человек от нее не слишком-то зависим). А именно: в прогрессе медицины и других наук, значительно продливших человеческую жизнь и молодость, в тенденции к более здоровому и активному образу жизни, в радикальной смене стереотипов, касающихся брака, деторождения, карьерных вопросов и так далее.

«Действительно, — говорит Штренгер, — примерно к 40 годам человек накапливает определенный жизненный опыт и знания, а также некий багаж ошибок и разочарований. Кроме того, возможно, впервые в жизни он ощущает смерть особенно близко, поскольку примерно в этом возрасте мы теряем родителей. Полвека назад это было достаточным основанием для того, чтобы подвести итоги и сложить руки в ожидании собственного конца. А что еще оставалось? Социальные условия не позволяли внести в жизнь серьезные перемены, да и сама продолжительность жизни была ниже, чем сейчас. А сегодня мы имеем все предпосылки к тому, чтобы считать 40–50-летний рубеж лишь завершением одного жизненного этапа и одновременно началом следующего, скорее всего, длиною в те же 40–50 лет, в котором, опираясь на опыт, мы в состоянии достичь еще больших высот».

Ага! Значит, все-таки рано еще говорить: «Прощай, кризис среднего возраста!» Точнее было бы выразиться так: пришло время изменить трактовку явления, наше отношение к нему. Интерпретация — вот ключевое слово в теме кризиса среднего возраста! Сегодня мы имеем все основания для того, чтобы она кардинально поменяла цвет с черного на более светлый.

Наверное, кому-то бравый тон Штренгера может показаться чересчур пафосным и неоправданным, но я готова встать под его знамена. Свято верю, если привить человечеству новое восприятие кризиса среднего возраста (а также сменить название на более позитивное — например, «период среднего возраста» или «золотой рубеж середины жизни»), то картина, описанная Карло Штренгером, станет будничной реальностью. Мы перестанем автоматически относиться к этому отрезку жизни как к неминуемой трагедии, перестанем прогнозировать собственные неудачи и ждать прихода депрессии, как ожидают обычно приезда дальнего родственника — покорно, но с раздражением. И, соответственно, перестанем совершать абсурдные поступки (примерно такие, коими отличились мои вышеописанные приятели). А там, глядишь, и страшная статистика депрессий начнет неуклонно снижаться…

Лично мне гораздо легче жить с мыслью о том, что «в 40 лет жизнь только начинается». И я очень рассчитываю, что когда мой именинный торт и впрямь потяжелеет на 40 свечей, то я смогу без тени сомнения произнести и вторую половину этой фразы: «Теперь-то я это точно знаю!» Возможно, этому поспособствуют и тезисы Карло Штренгера.

 

Ваше мнение:

А вы все еще воспринимаете кризис среднего возраста как неизбежный период проблем и терзаний?

Да | Нет |

Комментарии | 16 |


18 02 10 | 09.45
Olga U.
Все кризисы рождаются рождаются в нашем сознании, и не всегда это можно связать с определенным возрастом. Мне 28 лет, а некоторые мои знакомые (ровесницы) уже чувствуют приближение "кризиса 30-летнего возраста" и переживают.

А я, наоборот, считаю, что сейчас, в 28, моя жизнь гораздо ярче и интереснее, чем была в 18-20 лет. Я чувствую, что у меня появляется все больше возможностей осуществить свои желания. А в 40 лет, я уверена, все будет еще лучше! Главное - не стоять на месте и поэтапно воплощать свои мечты в жизнь.

"Я знаю - время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его"

Лучшее средство от любой депрессии - действовать!
18 02 10 | 14.44
Ника Макаревич
я думаю, это вообще очень надежный показатель - когда время, в котором мы существуем оценивается нами как более интересное, вдохновенное и плодотворное, чем прошлое. Это признак динамики, и только это - гарантия успеха, счастья и удовольстия от жизни как от процесса.
18 02 10 | 11.38
Леонид Зайцев
Ника, спасибо за интересную статью. Мне больше сорока, но моя жизнь ничуть не менее раскрашена в эмоциональном плане, чем двадцать лет назад. Дети, правда выросли почти, но от этого только интереснее. Хотелось бы научиться дружить с ними на равных.
18 02 10 | 14.42
Ника Макаревич
и Вам спасибо, Леонид! Вот это очень правильно, как мне кажется - "жизнь раскрашена эмоциями" - согласна с Вами на все 360 градусов))
18 02 10 | 12.21
@utoban_Lady
Сколько раз слышала как знакомые мужчины говорили: "А у моей жены кризис 30-ти летней" ))) Никак понять не могла что это за зверь и почему на меня этот зверь не напал до сих пор ))) Уверена, люди склонны примерять на себя всё то, о чём модно в наше время писать - пишут все издания о кризисе среднего возраста, все читают и прикидывают его на себя и находят все симптомы. Согласна с обоими предыдущими комментариями. Я тоже считаю, что всё зависит от нас самих. 15 лет назад когда мне было 15 лет ,я, глядя на 30-ти летних думала - бооооже, как же мне до этого далеко и думала как классно что мне 15 и это самый лучший возраст и я хочу остаться в нем! Также я думала и в 20 лет, и в 25 лет и при этом, оглядываясь назад я понимала, что да, в 20 было классно, но сейчас в 25 почему то еще лучше. И вот буквально через 2 недели мне будет 31. И я опять же оглядываясь назад вижу как было классно в 25. Но понимаю, что сейчас еще лучше! Потому что в 30 лет у нас появилась наконец собственная квартира и самое главное - я родила сына! А еще я открыла для себя канал Живи и этот сайт и очень активно занялась спортом. В общем , о каком кризисе возрастном вообще может быть речь? )))
18 02 10 | 14.39
Ника Макаревич

с наступающим!

чудесный настрой, спасибо!
18 02 10 | 12.55
cheerfulness
мне кажется это состояние "кризис среднего возраста" присуще людям, которые имеют больший потенциал, чем они смогли реализовать к 35 годам. Это происходит по разным причинам, уважительным и не очень. Но тот человек, который ощущает в себе желание и силы, в этот момент действительно переходит определенную черту и начинает жить новой более осмысленной и взрослой жизнью. Я предпочитаю относится к этому так же, как г-н Штренгер.
18 02 10 | 14.45
Ника Макаревич
во всяком случае, мэтр и сам уже не мальчик, Штренгеру 51, и лично я верю - этот человек ЗНАЕТ, о чем он говорит))
18 02 10 | 17.38
Галина191119
У меня не было кризиса ни в 30, ни в 40, ни в 50. Видимо, кризис более характерен для психостеников. Дело не в возрасте, а в типе личности.
24 02 10 | 10.05
Ника Макаревич
и в восприятии! поскольку даже люди одного типа личности могут по разному реагировать и интерпретировать события своей жизни. мне кажется - очень важен настрой, по большому счету - он-то все и определяет, как мне кажется...
21 02 10 | 16.50
koroli

Ирина Крутова

У меня,действительно.жизнь после 40 расцвела событиями!!!.Дети доучивались в школах,колледжах .Вздохнув свободнее, окунулась в карьеру!Вспомнила о театрах,фильмах на широком экране (поставила табу на "диванном" просмотре мировых кинохитов)Спорт,и смешно сказать,с подругами встречаюсь чаще,чем в дни своей золотой,серебряной и увы оловянной молодости. О кризисе среднего возраста узнаю из СМИ.Выражаю восхищение ученым "...не даром едят свой хлеб",поднимаю самооценку своим 40-летним депрессивным друзьям и знакомым и помятуя Стругацких "Нужны ли мы нам?" живу на полную катушку ,чего всем и желаю!!!
24 02 10 | 10.04
Ника Макаревич
о, спасибо, Ирина. Вот мне бы такие же 40!! У Вас стоит поучиться))
21 02 10 | 18.43
Tata77
Если подумать,то кризис начинается с рождения.Трёхлетний,шестилетний,подростковый и т.д.Просто на каждом этапе жизни мы меняемся и каждый это делает по-своему.Для когото сложно стать на ступень выше,в силу не желания или ещё каких-то причин,а для кого-то это увлекательный процесс,которого ждёшь снетерпением)))),чтоже дальше?))))

Я тоже с каждым годом осознаю,что становится всё ярче и разнообразнее жизнь.Знаешь больше,понимаешь и главное имеешь желание знать и понимать!Мне вот-вот 33,а впереди ещё столько всего,что единственное,что меня может огорчить,когда же я всё успею!))))
24 02 10 | 10.03
Ника Макаревич
согласна на все 108%!) все дело в восприятии. Когда мы едем на авто по горной дороге - одни плагают, что каждый поворот - это опасность, страх, риск и кризис, другие - что это новый этап в дороге, новое приключение, знак того, что дорога продолжается и нет намека на тупик. Тупик - вот что страшно, не правда ли? А всякий поворот, который неизменно сопряжен с изменениями - это шанс. Используем мы его позитивно и в зачет себе, или же профукаем, зажмурив глаза от страха - только от нас зависит....
11 03 10 | 14.40
cheerfulness
Но ведь дело не только в страхе, а если ты не один? А если стоит вопрос выбора - или интересное приключение, но в одиночестве, или скучная жизнь, но с близким человеком? Когда человек свободен он мчится по дороге, подгазовывая на поворотах, а вот как принять решение, если от него зависит благополучие семьи, престарелых родителей или больного родственника? Именно это часто вызывает страх, поскольку в 40 лет человек несет ответственность не только за себя.
09 03 10 | 19.59
rika

Все зависит только от самого человека, я в этом уверена. И от его установок, которые он успевает накопить к этому возрасту. Перемены ведь могут быть и в плюс (не только в минус)...