Редактор
Ксения
Татарникова

Как нас обманывают этикетки


05 02 10 | 04.08

«Зерновой», «Не содержит холестерина», «Богатый источник клетчатки» — Агентство по защите прав потребителей США обнародовало список самых вопиющих этикеток-обманок на продуктах. Давайте разбираться.

У лингвистов есть такое понятие: «ложные друзья переводчика». Например, английское слово genial вы, будучи человеком, для которого родной язык русский, скорее всего, переведете как «гениальный». На самом деле оно означает «добрый». Когда мне на глаза в магазине попадается очередной «фитнес-хлеб», растительное масло «без холестерина» (вот скажите, откуда в растительном масле взяться холестерину, если это вещество сугубо животного происхождения?) или «легкий» майонез, я сразу настораживаюсь. Для меня такие надписи на этикетках — те же ложные друзья. И я давно обхожу их стороной.

Тем, кто до сих пор верит в завлекательные речи маркетологов, американские эксперты из независимого Научно-исследовательского центра питания CSPI (Center for Science in the Public Interest) адресуют свой краткий разоблачительный словарь.

«Зерновой», «Мультизерновой», «Из цельных зерен»:многие хлебобулочные производители без зазрения совести ставят на свою выпечку подобные надписи, хотя в реальности, как правило, на первом месте в составе значится рафинированная мука высшего сорта (полностью лишенная витаминов и минералов необработанной крупы). А цельных зерен (поставщиков клетчатки, витаминов группы В и Е) кот наплакал.

«С кусочками фруктов»: на самом деле содержание фруктов в промышленных изделиях зачастую минимально, причем на упаковке красуется вовсе не то, что фигурирует в составе. Например, на упаковке сока, фруктового коктейля или нектара могут быть изображены свежие апельсины и ананас. В действительности их заменяют кукурузным сиропом, сахаром и концентратом виноградного сока. Если же в продукт добавлены настоящие фрукты, точно указывать их количество закон производителей опять-таки не обязывает.

«Богатый источник клетчатки», «Содержит много клетчатки»: эту велнес-характеристику с каждым днем гордо присваивают себе все больше продуктов в супермаркетах. Вплоть до печенья и сладостей. Проблема в том, что в большинстве случаев клетчатка в них не традиционного происхождения (из цельных зерен, бобовых, овощей или фруктов), а лабораторного (например, разведенный порошок полидекстрозы, экстракт корня цикория), и ее способность понижать кровяное давление и холестерин научно не доказана.

«Усиливает иммунитет», «Содержит антиоксиданты»: эту надпись любят ставить на упаковки промышленных соков и напитков из овощей и фруктов, моментальных каш и мюсли-смесей для завтраков. «Имейте в виду, отразить атаку вируса или омолодиться с помощью такой еды вам точно не удастся», — предупреждают в своем докладе специалисты центра.

«Натуральный», «Полностью натуральный продукт»: четко сформулированных законом правил, в каких случаях можно использовать на этикетках такой лакомый для производителя термин, до сих пор нет. В итоге по соседству с этой надписью на упаковке вам вполне может встретиться, скажем, высокофруктозный кукурузный крахмал — его часто кладут вместо сахара во фруктовые напитки и мюсли-батончики. Хотя он получен в том числе из фруктозы, но химическим путем. Идентичные натуральным — это искусственные ингредиенты. Например, вместо реальной клубники, персиков или вишни в йогуртах, шоколаде и газировке используется их синтетический аналог. О полезности такого рода заменителей говорить не приходится.

Конечно, подобный список заведомо ложной еды — капля в море по сравнению с лавиной новых красивых надписей-пустышек. Неудивительно, что многие потребители в США и Европе уже готовы вовсе отказаться от «этикеточной» еды. Пару лет назад даже родилось движение No label: его участники стараются питаться исключительно односоставными продуктами. В их рационе сезонные овощи, фрукты, орехи, крупы, рыба, мясо. Полезно для здоровья и не надо гадать, что означают в списке ингредиентов мудреные «частично гидрогенизированные жиры». Чем дальше, тем более привлекательной кажется мне эта идея. А вам?

Ваше мнение:

Покупаетесь ли вы на соблазнительные обещания на этикетках?

Да | Нет |

Комментарии | 26 |


05 02 10 | 08.39
INwaterLI
Я уже давно перешла на сезонные продукты и сделала акцент на всем натуральном, фруктах, овощах. Даже йогурты стала делать сама и творожные десерты, добавляя сладкие фрукты и не добавляя сахара. Это очень вкусно, а самое главное - натурально, без всяких там искусственных стабилизаторов, регуляторов кислотности, усилителей вкуса! И время это совсем не отнимает! А наоборот, мысль о том, что ты питаешься здоровой едой повышает энтузиазм и всегда добавляет сил! Самое главное пересмотреть культуру питания! И когда сделан выбор в пользу здоровья, то уже даже и не тянет купить кусок химии в красивой этикетке! А вообще меньше поддавайтесь влиянию рекламистов, будьте сознательны в выборе всего того, что напрямую соприкасается с вами, не ленитесь проверять информацию! Конечно от всего уберечься нельзя, но там где можно это сделать, где есть такой шанс, это делать необходимо. Читайте состав продуктов и не покупайте те вещи где много разной химии, здоровее будете. А еще подумайте, сможете ли вы тот же самый продукт воплотить в домашних условиях, если сможете, то сделайте это, потому что так вы будете точно уверены в составляющих компонентах блюда.
06 02 10 | 17.36
Юлия Горюн
Питание по сезонам - залог здоровья!

В сезонных овощах и фруктах содержится больше всего витаминов.
05 02 10 | 14.12
UmКа
Я тоже давно стараюсь не есть продуктов, содержащих, например, Е-добавки и прочую химию. Но!!! В современном мире человеку порой просто некогда самому себе делать йогурты, десерты или печь хлеб. А между прочим сегодня даже в хлебе можно найти подозрительные "улучшители вкуса".

Ещё замечу: да, натуральные овощи и фрукты полезнее магазинных соков и йогуртов. Но кто уверен, покупая на рынке арбуз или черешню, что они выращены с соблюдением всех норм, не содержат пестицидов и не вредны для здоровья? Сама этим летом травилась свежими ягодами, знаю, о чем говорю.

Так что если хотите быть здоровыми, придётся ехать в деревню и учиться самим доить коров, делать творог и сыр, выращивать брюкву и картошку)

Или ходить в магазин с лупой и с памяткой о вредных добавках...
06 02 10 | 17.38
Юлия Горюн
Не стоит преувеличивать. Главное в принципе здорового питания - покупать как можно меньше готовых продуктов или полуфабрикатов.

Белый хлеб навсегда вычеркнуть из списка продуктов и питаться сезонными овощами и фруктами.
06 02 10 | 22.43
Анастасия
На счет белого хлеба не согласна категорически! Я, как физик - технолог, могу точно сказать, что есть ряд показателей, по который белый хлеб предпочтительнее употреблять, нежели хлеб грубого помола или ржаной!
07 02 10 | 00.29
Юлия Горюн
Поделитесь своими соображениями тогда ;)
08 02 10 | 19.12
Анастасия
Будем говорить только о продуктах высокого качества, сделанных с соблюдением всех технологий. В белом хлебе действительно мизерная часть клетчатки и многих витаминов, которые содержатся в оболочке (отрубях), но белка, липидов и необходимых человеку зольных соединений в пшенице больше, чем в ржаных злаках и овсе! А усвояемость этих веществ в хлебе тонкого помола на 20% больше чем остальных сортах хлеба. А людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта во многих случаях не рекомендуется употреблять хлеб темных сортов и с содержанием отрубей, это прерогатива здоровых, т.к. темные сорта имееют гораздо более высокую кислотность и к тому же тяжелее для пищеварения. Поэтому даже если Вы здоровы, то во время недомоганий рекомендуется все-таки хлеб тонкого помола.
16 02 10 | 09.09
UmКа
Да, помню, в школе матери нам сообщили, что при кормлении грудью придется отказаться от бородинского хлеба, свежих помидоров, огурцов и т.д. Вроде как всё это негативно повлияет на пищеварение малыша.
08 02 10 | 13.07
Ксения Татарникова
Анастасия, поддреживаю вопрос Юлии. Расскажите нам как физик-технолог, чем белый хлеб может быть полезнее хлеба грубого помола или ржаного?
05 02 10 | 19.06
Voretsen
видимо, не хватает смелости написать процентное содержание полезных к бесполезным)
08 02 10 | 13.08
Ксения Татарникова
Точнее, большинству потребителей это все равно, поэтому производители и не заморачиваются.
05 02 10 | 19.41
Оксана Писаренко
В деревню то точно не поеду, а что тогда остается есть? Крупы только. Чечевицу-экологически чистый продукт, кефир с маленьким сроком хранения, и у бабушек все с дач покупать. Орехи, мед. Все что ли?
06 02 10 | 22.24
UmКа
ещё НАСТОЯЩИЕ рыба и мясо (если вы едите мясо), яйца (лучше перепелиные). И разве этого мало? Сколько видов одних только круп бывает! А сколько блюд из каждой можно приготовить! Героиня фильма "Девчата" знала, кажется, несколько десятков блюд из картошки...
06 02 10 | 07.08
INwaterLI
Вот у нас всегда, из крайности в крайность)) Ни кто и не говорил про деревню, и действительно в фруктах и овощам много разной химии, а иогурты делать - это минутное дело, поверьте)) просто мешаете любой кисломолочный продукт с вареньем, добавляете фруктов и все)) понятное дело что это домашняя пища, на работе так себя не побалуешь, но есть множество других способов даже в современном мире питаться грамотно и полезно. Я почему то все успеваю, хотя не обладаю какими то незауредными талантами в этом деле))) Просто приоритеты расставила, для меня это стало важным. Я все это говорю к тому, чтобы вы не жалели себя, говоря что даже фруктами можно отравиться, можно я не спорю, но в любом случае, делая выбор не в пользу красивой этикетки, а обычных продуктов (а поверьте из них может получиться много чего вкусного и питательного) вы сокращаете эту вероятность в разы))) Ведь самое страшное, что все то химическое, что содержится в готовых продуктах воздействует на имунную систему, снижая ее защитные функции и повышая тем самым восприимчивость к различным болезням((
06 02 10 | 21.56
UmКа

Ух ты, как всех зацепило!) Что ж, повторю первую фразу своего предыдущего комментария: "Я тоже давно стараюсь не есть продуктов, содержащих, например, Е-добавки и прочую химию". К тому же с детства никогда не любила белый хлеб. И готовлю сама себе здоровую пищу. Так что не стоит видеть во мне ярую оппозицию)))

Я-то писала не о том. Мне кажется, автор материала сама "кидается в крайности". Получается, всё, что имеет этикетку, плохо, а всё, что куплено на рынке и имеет ботву, хорошо. Производители продуктов в упаковке нас ВСЕГДА обманывают, а "сезонные овощи, фрукты, орехи, крупы, рыба, мясо" однозначно полезны для здоровья. Вот с этим я и поспорила)

Кстати, настоящий "фитнес-хлеб" существует. Правда, найти его крайне трудно, потому как производится он мало где. Ссылку на сайт производителей не дам - тогда коммент наверняка удалят модераторы. Скажу только, что уникальную технологию выпекания хлеба из цельного пророщенного зерна изобрел наш соотечественник, доцент Владимир Михайлович Антонов. Кому интересно, Гугл вам поможет) Я сама такой хлеб покупала, когда жила в Оренбургской области, где есть такая хлебопекарня. Это не рекламная фишка, хлеб действительно не похож на то, что остальные выдают за "цельнозерновой".

Ну а если опустить все эти мелочи, то в целом я согласна с автором. И поддерживаю эту точку зрения не только словами, но и содержимым собственного холодильника ;)

08 02 10 | 13.11
Ксения Татарникова

Umka, а мы о хлебе из пророщенного зерна писали, см http://www.jv.ru/blog/entry/469 Тот самый?

16 02 10 | 09.02
UmКа
да-да, он) Но у нас, в Свердловской области, его, к сожалению, не производят
06 02 10 | 22.49
Анастасия
Знаете, у нас как всегда люди кидаются в крайности, почему бы не найти ЗОЛОТУЮ середину! не все в магазинах так плохо и не все на рынках так хорошо, как кажется! Современные "селяне" давно уже овладели новыми технологиями и с успехом кормят нас пестицидами, гмо, и так далее, даже курицу домашнюю на рынке трудно найти, а абрикосы на своем огороде я тоже регулярно опрыскиваю, иначе шиш я получу, а не урожай, до меня его съедят насекомые!
12 02 10 | 12.56
Надежда
согласна! с Анастасией! а кроме новых технологий, некоторые обманывают, глядя в глаза! я регулярно покупала у одной бабушки возле рынка яйца. у нее их всегда было не больше 15-ти штук. Домашние говорит, бери внученька-доченька и так далее. Потом я узнала, что эта бабушка стирала печать завода с обычных яиц и выдавала их за домашние! Вот так!
03 03 10 | 21.22
@utoban_Lady
Что вы все так переполошились из-за какого-то хлеба и прочих продуктов? )) Просто покупайте проверенные и всё. Ну или выращивайте сами овощи, фрукты, доите корову, держите кур, свиней, кур, собирайте свои яйца, доите корову, делайте творог, масло, сметану, майонез, пеките хлеб и т.д. Сомневаюсь, что у вас останется время сидеть в инете и заниматься спортом, станете пышками румяными, настоящими деревенскими ))))) Вы лучше задумайтесь не о том, какой хлеб есть, а о том каким воздухом мы дышим в городах, просиживаем в душных пыльных офисах, часами стоим в пробках вдыхая выхлопные газы, подвергаем себя постоянному облучению сотовых телефонов, оргтехники, телевизоров, компьютеров, микроволновок и др.! И уж самое наименьшее зло тут это какой то там хлеб или сок, который вы съедите или выпьете ))) И потом, никто же не запрещает читать состав на этикетках. Да почти все продукты содержат красители, консерванты и усилители вкуса и никуда от этого мы не денемся. А что касается сезонности овощей и фруктов, то у нас в стране, особенно в северной её части, выбирать не приходится. У нас нормально растёт только картошка, да и то не каждый год )))))
04 03 10 | 16.25
E`Lka
Да уж...

Люди, мозги включите, в конце-то концов!!!



INwaterLI

"Я уже давно перешла на сезонные продукты и сделала акцент на всем натуральном, фруктах, овощах..."



И так... Сезонные овощи и фрукты в России, в Новосибирске... Зимой - яблоки, лук, морковь и картошка. Количество витаминов, в тех же несчастных яблоках, уже к октябрю, падает чуть ли не в половину, а к Новому году остаётся порядка 10%. С картошкой - тоже самое. Да и товарный вид, мягко говоря, к январю месяцу у наших, сезонных фруктов и овощей будет не лучшим. Польза от них - соответственная. Как вариант - варить варенье и прочие заготовки, но те "закрутки", что способны дожить до весны, подвергаются длительной термической обработке, и, следовательно, их ценность не так уж и велика. (Вкусовые качества при этом отменные).

Так называемые "натуральные" мясо и рыба... А чем ту курочку или бычка да хрюшку кормили, уважаемая UmКа, вы знаете??? Какими гормонами, антибиотиками и т.п.?

UmКа, снова к вашему высказыванию про "химию и добавки Е"... А вы хоть знаете, что за этими Е скрыто? Ну да, половина из них именно химия... а вот часть из них...



Е100-182 - красители.

Для примера.

100 - куркумин и турмерик. Получают... правильно, из корня куркумы. В принципе, куркумин обладает противораковым эффектом, проводятся исследования по его применению в кардиологии, для лечения бАльцгеймера... Но это же химия... с маркировкой Е... Быстро выкинте куркуму, кари и т.п. специи!!!

101 - рибофлавин... В народе известен, как витамин В2... Срочно долой все поливитамины!!! Это яд. Там химия с Е компонентом!

102 - тартразин. Вот тут да, химия. Может вызывать аллергию. Особенно у детей.

120 - кармин. Получают из насекомого кошенели. Уже много-много лет. И применяют и в текстильной промышленности, и пищевой. Как и другие продукты, получаемые из того, что живёт на этой планете, может вызывать аллергию. (молоко, кстати чаще даёт аллергические реакции)
04 03 10 | 16.26
E`Lka
122 - кармазин, азорубин. Вреден. Особенно для тех, кто страдает бронхиальной астмой и "аспириновой астмой".

140 - хлорофилл

141 - медный комплекс хлорофилла. Что такое хлорофилл, надеюсь все помнят? Для тех, кто дааавно учился в школе. Это маленькие "химические заводы и электростанции" растений. Отвечают за фотосинтез. И за зеленый цвет растений. В промышленности, правда, использыуется в комплексе с медью, она жестко нормирована. Долой все зеленые растения из рациона... А также медные турки для кофе!!! Химия.

150 (a, b, c, d) сахарный коллер. По простому жженный сахар. Правда там техника получения разная. Но суть в том, что долой сахар и карамель. Это Е150.!!!

153 - древесный уголь.

160а - каротины. То, что в морковке и манго. Всё. Больше никаких морковок и прочих оранжевых фрукто-овощей. Там Е160а.

160в - экстракт аннато. Кустик есть в тропиках такой.

160с - экстракт паприки. Больше ни кусочка красного перца!!! Яд.

163 - антоцианы. Красители, что содержаться в кожице смородины, винограда, черники. И это яд. Не сметь есть.

170 - карбонат кальция. Мел. ...ну в детстве все, думаю, съели не по одному кусочку мела... И живы.

Там еще есть немного разрешенных... Мне, честно, лень их все писать.

Это только красители. Среди остальных Е есть и пчелиный воск, и пектин, и агар, и сода... Да много чего там есть того, что вы все едите каждый день... Просто так проще в промышленности. Не куча названий на куче языков, а один стандарт, который понятен и Китае, и в Австралии, и на Островах Пасхи.



Да, есть и запрещенные. Есть и среди разрешенных не особо полезные. Но это не повод кричать, что все добавки химия и от них толкьо зло
04 03 10 | 16.44
E`Lka
Насчёт пользы и вреда белого (пшеничного) и темного хлеба.

Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка (наряду с картофелем, крупами, бобовыми), содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном (соответственно 8,6 и 5,6%).

Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 - 43%, пшеничном 42 - 52%); жиров в нем мало - от 0,6 до 2,9%.

Хлеб - существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа. Усвояемость белков ржаного хлеба составляет примерно 70 %, а из муки тонких сеяных сортов — до 85 %.

Белый хлеб хранится дольше (отруби быстро окисляются и портят муку) и имеет более однородный вкус.

Ржаной хлеб не рекомендуется при обострении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического гастрита с повышенной кислотностью. В таких случаях показаны пшеничный хлеб, несдобные сухари.

Но врачи же идиоты... Они ничего не знают. Под суд их всех и в Сибирь, лес валить!
21 05 10 | 09.14
Татьяна

Татьяна

Насчет белого хлеба я согласна с Анастасией. Чисто по своим ощущениям белый хлеб легче, чем с отубями или темные сорта. Но я считаю нужно количество еды ограничивать, а не от чего то отказываться, ведь в каждом продукте что то полезное присутствует.
28 05 10 | 17.39
Старый

Странно, статья поверхностная, а отзывов вызвала много... (Да и я, вот, пишу...)

29 12 10 | 06.47
Tora
Абсолютно согласна, что статья в общем-то ни о чем... во всем мире в продукты питания производители добавляют всевозможные добавки, полученные синтетическим путем дабы повысить их полезность. Конечно это не самый лучший вариант для нашего здоровья, например, чем тот же продукт с огорода, но дело в том, что купив фрукты или овощи на рынке, вам никто не скажет что они возможно были собраны с огорода, который находится возле химического завода, или сорваны вдоль дороги. Химии в нашей жизни много и организм современного человека к этому уже приспособлен, поэтому, давайте не будем поднимать панику...